Возникновение искусства цветочных композиций

istoriya-aranzhirovki1.jpg

История развития аранжировки цветов

В документальных и литературных источниках, среди археологических находок мы встречаем множество примеров применения в быту цветочных композиций многими народами в различные исторические эпохи. Развитие культуры цветов зависело от закономерностей экономического и социального развития общества.
На протяжении истории отмечалась неравномерность развития искусства. Наступали периоды расцвета и упадка культуры, различных искусств, в частности искусства аранжировки цветов. В периоды подъема совершенствовались его формы и стили, способы выражения и со временем искусство приобретало национальный характер, становилось частью традиции народа, его быта. Отдельные приемы цветочных оформлений, развившиеся в Древней Греции и Риме, распространились по всей Европе и многие традиции в искусстве оказались долговечнее, чем жизнь некоторых народов.
В Древней Греции цветы применяли как жертвоприношение, в культовых обрядах, для украшения храмов. Подтверждением этому являются археологические находки сосудов различной формы, наскальные рисунки.
Примеры поклонения цветам, их символизации можно найти в буддийской живописи Тибета, Непала, Китая, Японии. Производит глубокое впечатление пещерная роспись Аджанты.
Полторы-две тысячи лет назад на севере Декана на стене был нарисован прекрасный юноша с голубым цветком лотоса в руке.
Здесь цветок лотоса выступает как символ чистоты, нравственности и благородства. Среда произрастания лотоса -- вода, замутненная илом. Но вырастая из грязи, лотос остается чист (так говорится в китайской пословице).
Особой любовью цветы пользовались в Древнем Египте. Цветочные композиции широко отражены в орнаментах. Так, в богатый орнамент гробниц вписывались стилизованные растения. При вскрытии гробницы Тутанхамона (XIV в. до н. э.) археологи обнаружили венок из сухих цветов. Пучки цветов, вложенные в гробницы, были символом соединения природы, бытия и человека. Тут же в гробнице между саркофагами обнаружены гирлянды хорошо сохранившихся сухих цветов, много ваз разной формы из прозрачного алебастра. Вазы представляли собой удлиненные сосуды с высокой горловиной, на боковых ажурных плоскостях которых изображены лилии и цветы папируса, что символизировало объединение южного и северного Египта.
Красотой и изяществом поражает чаша в форме цветка лотоса, ручки которой выполнены в виде связок из цветка и двух бутонов лотоса.
Не может не обратить на себя внимания деревянный ларец, богато украшенный слоновой костью. На крышке его изображены в парковой беседке молодой фараон и его супруга с большим букетом цветов в руке. Несколько ниже изображены служанки, собирающие цветы и плоды.
Особой любовью в Египте пользовались роза и лотос.

В Египте розу выращивали уже в I веке до н. э., затем она перевозится в Грецию и Рим. По традиции женщина приходила на праздник с прической, украшенной лотосом, и с одним цветком в руке.
Египетская настенная живопись свидетельствует о том, какое большое значение придавали ассирийцы украшению одежды своих царей -- она украшалась драгоценностями и вышивкой с цветочным мотивом «розочки-маргаритки».
В древние времена огромное значение имела символика растений среди народов иудейского вероисповедания.
Так, праздник Суккот посвящался сбору урожая. И как символ древности до наших дней сохранился шалаш, в котором жили люди в период уборки урожая полей и садов. Строили шалаш из пальмовых ветвей и жили в нем семь дней. В кровле оставляли небольшое отверстие, через которое просматривались сверкающие звезды в ночном небе. На стенах шалаша развешивали гирлянды из цветов, устанавливали корзины с фруктами и овощами по углам жилища.
После тяжелого труда крестьяне собирались в шалаше, воздавали благодарение Богу, благословившего их труд и пославшего обильный урожай.
Особый интерес для флористов представляет древний иудейский букет. В Торе сказано: «И возьмите себе в первый день этрога ветви пальмовые, отростки мирта и верб речных и веселитесь перед Господом Богом Вашим семь дней».
Форма букета имела плоскостную конструкцию. Специально подбирали молодую, нераспустившуюся тонкую ветвь пальмы, напоминающую саблю. Ее помещали в центре букета, с одной стороны присоединяли три веточки мирта, с другой -- две ветки вербы. Нижнюю часть букета оборачивали тесьмой, сплетенной из пальмовых волокон. На букете закрепляли этрог (цитрон), крупный душистый фрукт, похожий на лимон. Этроги произрастали на земле Израиля с глубокой древности, когда там еще не было каких-либо других цитрусовых.

У критских женщин в XVI веке до н. э. любимым украшением был браслет, увенчанный цветком в центральной части.
Венки -- наиболее популярное украшение Древней Греции и Рима. Сплетали их из мирта, лавра, тиса, самшита и роз, виноградных лоз. Роза же в Древней Греции была символом любви и красоты.
Лавровый венок было возлагали на головы победителей спортивных состязаний, философов и поэтов. Он с древнейших времен символизировал победу и славу. Гирляндами из цветов украшали колесницы победителей, императоров, колонны дворцов и храмов. Здесь римляне отдавали предпочтение розам, фиалкам, нарциссам. Изображение цветка нарцисса встречается на стенах древней Помпеи. Во времена особых торжеств, пиров колонны дворцов украшали гирляндами из ароматных цветов, веточек мирта, лимона, плюща, виноградной или вербовой лозы, а пол устилали лепестками роз. В домах богатых римлян во время пира на гостей падал ароматный «дождь» из лепестков роз. Римляне ценили розу за изысканность формы и аромат.
Уже в те времена выращивали цветы в значительных количествах. Огромные плантации обрабатывали тысячи рабов, однако со временем собственное производство стало недостаточным для растущих потребностей римлян. Розы, например, начали завозить из Мальты и Кипра.

Источник: книга Корниенко Г., Добруцкий И. Искусство цветов. - М.: ВТПО Роксалана МП Диисем, 1992.

Комментировать

    Перейти на страницу посвященную записи в кружки
    Перейти на страницу https://strogino.mskobr.ru/?strogin-ru

Детские объединения

Документы

    ОБЩЕСТВЕННЫЕ ПРИЕМНЫЕ при Межрайонном совете директоров образовательных организаций (ОО) Митино-Строгино
    Задать вопрос администрации или руководителям коллективов и студий ЦДТ-СТРОГИНО
    онлайн-консультирование Службы практической психологии