Влияние моды на развитие искусства аранжировки

moda-i-aranzhirovka-cvetov.jpg

XIX в. содействовал развитию культуры этикета, что, в свою очередь, стало началом совершенствования и разработки новых форм букетов и композиционного решения в художественном оформлении корзин и других цветочных преподношений. Появились новые стили "Виктория", "Помпадур" и "Бидермейер".

На смену пышному симметрическому букету, собранному на дополнительных стеблях, в моду входят букеты более компактные, изящные по форме и на природном стебле. При его создании используют специальный держатель -- портбукет, представляющий собой воронкообразную форму, изготовленную из картона, серебра, слоновой кости, инкрустированной дорогим металлом. Формы из картона отделаны кружевом, атласом, бархатом, лентой. Верхняя часть портбукета (раструб) украшалась кружевным жабо или манжетой, основа заполнялась увлажненным мхом.

В букете стиля "Виктория" (в честь королевы Великобритании Виктории) цветы вводились в основу кольцеобразными линиями. Форма букета оставалась круглой, объемообразующая структура не ярко выраженной, что придавало букету почти плоский вид. По завершению аранжировки букет украшали кружевами по всей окружности раструба портбукета. Иногда на букет закрепляли бабочку, стрекозу, выполненную из муаровых тканей.
В это время в Англии входят в моду "букеты-фантомы", или "букеты-призраки". Материалом для такого букета служили листья тополя, клена, бука, дуба, плюща, винограда, предварительно специально обработанные ("скелетирование" листьев).
Принцип обработки заключался в разрушении покровной ткани с сохранением тонкой разветвленности жилок.
Подготовленные и обработанные таким способом листья представляли собой оригинальный аранжировочный материал. Прозрачный и ажурный, напоминающий кружева, букет великолепно вписывался в интерьер.
Букет "Помпадур" был разработан декораторами для фаворитки короля Людовика XV маркизы Помпадур. Он отличался богатой декоративностью, вертикальный по структуре или с ниспадающей линией, одностороннего обзора. В букетах стилей "Виктория" и "Помпадур" применялись только живые цветы .

Вошедший в моду и мало просуществовавший стиль "Бидермейер" (1820--1840г.) внес весьма характерные черты в развитие искусства аранжировки цветов. Но он заложил формообразующую основу для дальнейшего развития современного направления в традиционном букете с применением живых и засушенных цветов. Первоначальный букет имел полукруглую (полусфера) и пирамидальную формы. В массу изо мха цветы вставляли в гирляндовом ритме. Букет оформлялся кружевным жабо, воланами, лентами.
Свадебный букет в стиле "Бидермейер", эстетически и технически усовершенствованный, и в наши дни пользуется большой популярностью.

В прошлом веке широкое распространение получили и другие цветочные формы, предназначаемые для презента. Для поддержки букета изготавливали металлический каркас в форме арфы, сердечка или подковы и заполняли мхом. Цветы, листья крепились на проволоку и вводились в подготовленную основу. Знаменитым артистам, поэтам в знак признания таланта подносили цветочную арфу или лиру; символом признания в любви было сердечко, оформленное алыми розами; принявший в дар цветочную подковку знал, что это -- пожелания счастья и благополучия.
Немецкие декораторы разработали цветочную форму в виде тарелки "Теллер-букет". Растения аранжировались орнаментом и напоминали маленькую цветочную клумбу.

В 1870г. мода на искусственные и сухие цветы получила широкое признание, и сейчас, по истечении вековой давности, переживает свой второй расцвет. А в те времена сухие цветы высоко ценились и спрос на них невероятно возрос. Продукция знаменитой фирмы И. Ц. Шмидта в Эрфурте пользовалась огромной популярностью во всей Европе и Америке. Технологический процесс включал отбеливание и окрашивание сухого растительного материала. Обработанные травы, цветы, мхи шли на изготовление композиций. Наибольшей популярностью пользовались две формы цветочных аранжировок "Макарт-букет" и букет "под колпаком". В этот период в Европе законодателем моды во многих направлениях стал австрийский художник Ганс Макарт (1840--1884гг.). Благодаря таланту мастера в историю искусства цветочной композиции и вошел знаменитый макартовский букет для интерьера. Составлялся в высокой вазе из листьев пальмы, отбеленных травы и злаков, пампасской травы, рогозы, окрашенных сухоцветов и веток. Как дополнительный декор использовали павлиньи и страусиные перья, бабочек из шелка, шары из атласа, закрепленные на проволочные стебли, и другие материалы.
Стебли растений удлиняли искусственно. Такие букеты были очень декоративны и сложны по исполнению и выполняли их профессиональные художники-декораторы. Отдельные композиционные и декоративные приемы охотно используют в своих работах флористы и в наши дни.
Оригинальность букета "под колпаком" состояла в том, что цветочная композиция (только из сухого материала) устанавливалась в стеклянном сосуде и закрывалась сверху колпачком, что давало возможность уберечь цветы от загрязнения продолжительное время. В основном это были композиции из сухоцветов, веточек, консервированных листьев. Устанавливали их на камине или изящном столике для ваз. Свет от зажженных свечей отражался в сосуде, придавая композиции очарование и таинственность.
В начале XX в. начинается бурное развитие промышленного цветоводства, особенно в таких странах, как Франция, Германия, Голландия. Из южных стран в Европу поступает срезная экзотическая цветочная продукция. Букеты из сухого материала теряют свою популярность и потребительский спрос, и только спустя 90 лет вновь входят в моду.
XX в. ознаменовал новый поворот в истории искусства аранжировки цветов. Оно приблизилось к человеку труда и стало доступным более широким слоям населения. Этому способствовало развитие цветоводства на широкой промышленной основе и доступность покупки.

Источник: книга Корниенко Г., Добруцкий И. Искусство цветов. - М.: ВТПО Роксалана МП Диисем, 1992.

Комментировать

    Перейти на страницу посвященную записи в кружки
    Перейти на страницу https://strogino.mskobr.ru/?strogin-ru

Детские объединения

Документы

    ОБЩЕСТВЕННЫЕ ПРИЕМНЫЕ при Межрайонном совете директоров образовательных организаций (ОО) Митино-Строгино
    Задать вопрос администрации или руководителям коллективов и студий ЦДТ-СТРОГИНО
    онлайн-консультирование Службы практической психологии