Слово о хоре

5 ноября в рамках Международного фестиваля современной музыки «Мо­сковская осень-2007» в Большом зале Дома композиторов состоялся концерт Государственного академического Мос­ковского областного хора под управлени­ем народного артиста России, профессора Андрея Кожевникова.
Программа концерта состояла из только что написанных хоровых сочинений современных композиторов и представляла собой своеобразный парад их премьер. В концерте с успехом звучали произведения мастеров хорового искусства, композиторов Вискова, Григоренко, Стржелинского, Туманян, Беляева и других авторов.
Концерт завершился блестящим исполнением моего нового сочинения — православно-духовного Концерта для хора в 4 частях на стихи известной русской поэтессы Нины Карташовой.
Но это была вторая премьера этого сочинения. Первая состоялась в Свято-Даниловом монастыре на праздничном юбилейном вечере газеты «Русь Державная» в сентябре этого года.
Испытывая чувство благодарности к артистам хора и Андрею Дмитриевичу Кожевникову, хочу рассказать читателям «Руси Державной» о дорогом и любимом мною хоре, который ныне вступил в свое второе пятидесятилетие.

Истинно русский хор

50-летие Государственного академического Московского областного хора — замечательное событие в истории хорового искусства. Его творческая жизнь неразрывно связана с именами выдающихся деятелей хоровой культуры Владислава Генна­диевича Соколова и Андрея Дмитриевича Кожевникова.
Владислав Геннадиевич Соколов был глубоко верующим человеком. «Мое воспитание с малых лет шло буквально в стенах Церкви. Отец — Геннадий Яковлевич Соколов — отец Геннадий, священник Покровской церкви, был еще и регентом. На рубеже веков ему посчастливилось год учиться в качестве вольнослушателя в Синодальном училище», — пишет Владислав Геннадиевич.
Дальше он продолжает: «Все священнослужители конца прошлого века и нынешнего (XX) в большинстве случаев дети именно священников.
Семейный священник — это скромный труженик. И у него всегда было много детей. И дети семейных священников с восьми лет направлялись в губернский город, в духовное училище, а потом в духовную семинарию».
В.Г.Соколов учился в Московской кон­серватории, когда там преподавали корифеи русского хорового искусства — Н.И.Данилин, П.Г. Чесноков, А.В. Никольский.
Учась в консерватории, Владислав Геннадиевич впитал в себя традиции русской хоровой культуры, традиции синодального пения.
Андрей Дмитриевич Кожевников воспитывался в Московском хоровом училище, руководимым А.В. Свешниковым. Окончил дирижерско-хоровой факультет Московской консерватории по классу профессора С. К. Казанского, а затем аспирантуру у проф. А.В. Свешникова.
Благодаря творческой деятельности этих людей хор выполнял и выполняет великую миссию: возрождает и дает реальную жизнь хоровым произведением отечественной и мировой музыкальной культуры.
Государственный академический Московский областной хор — это истинно русский хор, развивающий традиции русского хорового искусства. А они, эти традиции, имеют многовековую историю.

Из истории хорового искусства

До начала XVII века на Руси господ­ствовало  одноголосное, унисонное пение. Ритм церковных песнопений подчинялся ритмике распеваемого текста.
В период с конца XVII по XIX век распевная сокровищница Русской Церкви пополнялась новыми — монастырскими распевами (симоновским, сложившимся в Московском Симоновом монастыре, распевом Московского Успенского Собора и др.).
Начало XVII века на Руси стало рубе­жом в истории церковного пения. Началась эпоха гармонического, или партесного, пения. Многоголосное церковное пение было введено в богослужебное употребление с согласия восточных патриархов.

«Сохранение русской песни в наше время — подвиг...
Духовное возрождение России, русского народа немыслимо без возрождения и сохранения русской песни».
«Народ наш в настоящее время испытывает колоссальный дефицит патриоти­ческой музыки».

Со второй половины XVIII века духовную музыку пишут композиторы итальянского происхождения: Франческо Арайя, Галуппи, Сарти и другие.
Они воспитали серьезных последователей, в полной мере раскрывших свои таланты в церковном композиторстве. Это А.А.Ведель, С.А.Дегтярев, С.И.Давыдов, прот. П.И.Турчанинов, Д.С.Бортнянский, М.С. Березовский.
Композиторы Бортнянский и Турчанинов делают первые гармонизации древних распевных песнопений, которые носили западный характер.
Немецкую гармоническую оправу приложил к нашим древним распевам А.Ф.Львов. Был гармонизирован в немецком духе и издан «Полный круг простого южного пения (Обиход) на 4 голоса композиторами Г.Я. Ломакиным и П.М. Воротниковым.
Путем глубокого изучения древних распевов Глинка и Одоевский пришли к убеждению, что гармонизация наших древних распевов должна основываться на древних церковных ладах, а не на общеевропейских мажорных и минорных гаммах.
В начале XX века появляется целая плеяда музыкально одаренных продолжателей изучения и использования мелодий древних церковных распевов. К ней можно отнести Н.М.Потулова, М.А.Балакирева, Л.В. Аллеманова, В.М. Металлова и др.
Однако самое авторитетное слово в деле гармонизации и художественной обработки наших древних церковных распе­вов принадлежит А.Д. Кастальскому.
Православное богослужение по своей идее является соборным молитвенным деланием, где все «едино есмы», где все должны «единеми усты и единем сердцем славити и воспевати Господа». Ранняя христианская богослужебная практика клиросно-хорового пения не знала.
Во второй половине XVI века особую известность приобретают хор государевых певчих дьяков и хор патриарших певчих дьяков и поддьяков.
Оба хора составлялись из лучших голосов Руси, пользовались привилегиями и были на казенном содержании. В них внимательно следили за развитием музыкально-певческого искусства, здесь задавался тон в постановке певческого дела и форми­ровался репертуар всей певческой Руси.
Хор государственных дьяков в XVIII столетии был преобразован в Придворную
певческую капеллу — позже Государственную капеллу, а хор патриарших дьяков — в Московский синодальный хор.                            

Народная песня — душа народа

За многовековую историю своего духовного  развития русский народ создал великую  музыкальную  культуру,  состоящую из гигантских пластов музыки: это музыкальный эпос (народное творчество), духовная музыка, русская классика, русская советская классика... ..   
«Музыку создает народ...», — сказал М.И. Глинка. И поэтому, я думаю, не случайно одно из главных мест в репертуаре Государственного    академического    Московского областного хора заняла русская народная песня, исполняемая с особой любовью и бережностью. Причем даны гениальные обработки русских народных песен
для академического хора. Эти обработки делали великие мастера хорового искусства ВТ. Соколов, А.В. Свешников, А.В. Александров и другие. Сохранение русской песни в наше время — подвиг. В ней выражена душа русского народа, его психическая энергия за многие века, отражена его жизнь во всем ее многообразии.
Духовное возрождение России, русского народа немыслимо без возрождения и сохранения русской песни. В этом смысле репертуарная направленность хора имеет не только эстетическое, но и гражданское  звучание.

«В жизни всегда есть место подвигам»

И я бы добавил — Творческим подвигам, и именно так, с Заглавной буквы. Таким творческим подвигом является возрождение и исполнение хором большого пласта русской духовной музыки ХVII - ХХ веков. Это музыка С.Давыдова, Д.Бортнянского, М.Мусоргского, Г.Ломакина, С.Рахманинова, П.Чеснокова, А.Архангельского и других композиторов.
Творческим подвигом хора является также возрождение и исполнение первой русской патриотической оратории «Минин и Пожарский».
25 апреля 1986 года состоялось совме­стное с хором московских учителей первое исполнение (фактически возобновление через 150 лет) оратории «Минин и Пожарский, или Освобождение Москвы» — вершины творчества Дегтярева, монументального сочинения, задуманного к 200-летию царствующего дома Романовых и приуроченного к открытию памятника И.П. Мартоса на Красной площади в Москве.
Народ наш в настоящее время испытывает колоссальный дефицит патриотической музыки. Она задвинута и почти не исполняется. Создается впечатление, что ее вовсе нет.
Оказывается, есть!
В исполнении Государственного ака­демического Московского областного хора теперь постоянно звучит первая русская патриотическая оратория С.Дегтярёва «Минин и Пожарский». И еще. Яркая страница связана с именем русского хормейстера и композитора С. А. Дегтярёва.
В 1982 году в программах коллектива появился духовный концерт «Боже, Боже мой» ми-минор. А в 1987 году Московский хор и хор московских учителей записа­ли еще четыре хоровых концерта С Дегтярева: ре-мажор, ми-минор, соль-мажор, ля-мажор.
В 1990 году «Мелодия», опять же впервые в истории отечественной культуры, записала хоровые концерты: «Преславная днесь», «Господи, Боже мой», «Грядя, гряди от Ливана невеста», «Не ревнуй», «Боже, Боже мой».
В 1988 году А.Д. Кожевников осущест­вил свою давнюю творческую мечту — хор записывает «Реквием» Осипа Козловского.
Завершена работа, продолжавшаяся около 10 лет. Впервые это произведение прозвучало в Большом зале консерватории в 1978 году. Дирижер — Владимир Есипов.
Была восстановлена концертная жизнь «Реквиема» после более 150-летнего перерыва.
Великолепно поет хор классику ХГХ ве­ка: П.Чайковского, С.Рахманинова, М.Мусоргского и других, мастерски исполняет произведения русских композиторов совет­ского периода: С.Прокофьева, Д.Кабалев­ского, Г.Свиридова, Н.Новикова и других.
В Храме Христа Спасителя прозвучала кантата С.Прокофьева «Александр Невский» (2001).В Ярославле исполняется (2003) «Братское поминовение» А.Кастальского.

Фестивали духовной музыки

Государственный академический Московский областной хор неизменный участник всех Московских фестивалей духовной музыки.
В конце XX века за небольшой промежуток времени в хоровой жизни произошло множество значительных событий, гораздо больше, чем за предыдущие десятилетия.
Уже в 1991 году в 3 Фестивале право­славной музыки (директор Георгий Поляченко) участвовало свыше 60 хоров из России, стран ближнего и дальнего зарубежья.
С 1 по 17 января в Колонном зале Дома союзов (бывшем Дворянском собрании), Большом зале Московской консерватории, Рахманиновском зале консерватории (быв­шем Синодальном училище) светские, церковные, государственные, любительские, учебные коллективы исполняли церковную музыку ХУ1-ХХ веков.
Государственный академический Мос­ковский областной хор исполняет программу из произведений В.Титова, С.Дегтярёва, М. Мусоргского.
Церковная музыка русских композиторов, хоры духовного содержания стали основой концертных программ в те годы. Здесь соединилось желание хоровых дирижеров во всей полноте показать публике истоки и первоосновы русской музыкальной культуры и огромный «неутоленный интерес слушателей».
Хор и его дирижер получают благословение Святейшего Патриарха Алексия II на свою деятельность.

Фестивали «Московская осень»

А нам, современным композиторам, особенно дорого участие хора в Международном фестивале современной музыки «Московская осень», на котором на про­тяжении двадцати пяти лет он исполняет наши произведения.
За это время прозвучали десятки сочинений различных стилевых направлений: С.Прокофьева, Г.Свиридова, Д.Кабалевского, А.Балтина, Ю.Дунаева, Ю.Стржелинского, В.Чачина, А.Флярковского и многих, многих других.
Я признателен коллективу за исполнение моих двух хоров на стихи АС. Пушкина, вокализа, кантаты «Чтоб на века Россию сохранить» на стихи Ларисы Качинской.

Я люблю хор

Я люблю творческую атмосферу на ре­петициях, когда впервые слышишь свои сочинения озвученными.
Люблю общение с артистами, которое всегда доброжелательно.
Люблю хор за его творческую само­отдачу на сцене во время исполнения сочинений.
Люблю чувство творческого удовлетво­рения после состоявшихся премьер.
Я благоговею перед памятью Владисла­ва Геннадиевича Соколова, основателя Государственного академического Московского областного хора. До мельчайших подробностей помню наше общение с ним, восхищаюсь этим великим человеком.
При его жизни хор исполнил два моих сочинения — «О России петь» из оратории «Русь» и «Былину о Святогоре».
Чувства восторга и благодарности выражаю соратнику В. Г. Соколова Андрею Дмитриевичу Кожевникову за внимание, оказываемое современным композиторам.
За интерес к новым сочинениям.
За доскональное знание наших партитур.
За тактичные советы большого музыканта, советы всегда точные.
В конце концов, я просто рад тому, что во главе Государственного академического Московского областного хора стоит Андрей Дмитриевич Кожевников — выдающийся деятель музыкального искусства и настоящий патриот России!

Юрий ДУНАЕВ,
заслуженный деятель искусств России,
композитор

"Русь державная", №12 декабрь, 2007 г.