О России петь

Могучий, русский до печенок,
До генетических глубин,
В понятьях чести чист и тонок,
Всю жизнь он о Руси трубит.

Кует из музыки полотна:
В них блещет сталь, гремит в них медь,
И поэтично, и добротно
Сумел он век запечатлеть.

Кустодиев в своих глубинах,
Брат Разина - отплот и плоть!
Таких вот русских исполинов
Века не смогут побороть!

Н.Г. Поливин

Среди людей, имеющих отношение к искусству, вряд ли найдется достаточное количество тех, кто с течением времени остался верным своим принципам и творческим идеалам. Многим свойственно менять убеждения и ценностные ориентиры, подстраиваясь под сиюминутные обстоятельства, которые, увы, далеки от стабильности...
Композитор Юрий Александрович Дунаев - один из немногих, кто устоял в жестокой жизненной борьбе. Ни косный тоталитарный режим, ни суровые "перестроечные" времена не сумели сломить этого человека. Несмотря на пройденные испытания, он сумел не только сохранить доброту и уважение к окружающим людям, но и остаться притягательной творческой личностью.
Путь вхождения Юрия Александровича в высокое искусство был отнюдь не легким. Он родился в Новосибирске, но детство и юность прошли в Астрахани. В этом городе Ю. Дунаев окончил музыкальную школу по классам аккордеона, скрипки и фортепиано у замечательных педагогов: А.В. Фролова, Г.С. Цейхенштейна, Н.Я. Фурера, а затем Астраханское музыкальное училище им. М.П. Мусоргского по специальности "фортепиано" в классе ученика знаменитой Н.И. Голубовской - Н.Я. Фурера. После окончания училища он поступил в московский Институт им. Гнесиных на композиторский факультет. Там судьба свела его с известным композитором и прекрасным человеком - профессором Н.И. Пейко, который по-настоящему поверил в будущее молодого человека и привил ему любовь к отечественной музыке. Может быть, поэтому центральной в творчестве Ю. Дунаева стала тема Родины - России.
Легко ли быть русским композитором в XXI веке? На этот вопрос Юрий Дунаев ответил газете "Астраханские известия" (1991. № 31): "Трудная судьба ожидает в нашей стране художника, если он осознает себя национально русским. Если он развивает принципы русской классической музыки, а тем самым способствует формированию национального самосознания своего народа. <...> русский народ лишен духовной культуры, которую создал в результате 1000-летнего своего развития. Русские лишены своей музыкальной культуры: музыкального эпоса, народной песни, духовной музыки, классики. Нас пичкают всем чем угодно...". И в самом деле, как часто, находясь в плену быстротечных забот, мы забываем о том, каких выдающихся людей породила наша земля - воинов, врачей, писателей, деятелей науки и искусства... Но Ю.А. Дунаев, как и в юные годы, верен избранному пути.
Композитора волнуют не только вопросы философского осмысления прошлого нашей страны, но и ее будущее. Русь предстает в его сочинениях разной: язычески-древней и пламенно верующей, бунтующей и горько скорбящей. Фундаментальные сочинения автора, такие как кантата "Моя Россия", оратории "Русь" и "Светоч", "Былина о Святогоре", вокально-симфонический цикл "Восторг внезапный ум пленил" по поэзии М.В. Ломоносова и вокальный цикл "Река времен" по поэзии Г.Р. Державина (а также песни "Говори мне о России", "Голос матери", "Русская рубашка") - написаны во славу великой державы и посвящены русской истории, изучению основ характера и мировоззрения русского человека.
Судьба многих сочинений сложилась очень драматично. Так, "Былина о Святогоре", написанная в 1973 году, пролежала на полке 17 лет, несмотря на положительное решение Художественного совета Всесоюзного радио. "Если мы хоть раз дадим в эфир "Былину", - сказал как-то композитору в приватной беседе председатель Гостелерадио С.Г. Лапин, - наши друзья-грузины обвинят нас в "русопетстве"". Оратория "Русь", созданная на стихи русских поэтов уже более 35 лет (!) тому назад, так и не увидела свою премьеру. Партитура "Симфониетты" для струнного оркестра пролежала в редакционном портфеле издательства "Музыка" 25 лет. В свое время это сочинение часто звучало по Всесоюзному радио. Но после того как Ю.М. Аранович эмигрировал из страны, пленку размагнитили (та же судьба постигла и сотни других произведений, записанных дирижером).
Тем не менее произведения композитора нашли путь к сердцам многочисленных любителей классической музыки и имели широкий общественный резонанс. Его сочинения десятки раз звучали в эфире и знакомы большому числу радиослушателей.
Премьера "Былины о Святогоре" состоялась в древнем русском городе Трубчевске на праздновании его 1000-летнего юбилея. Фрагменты из музыки к поэме Владимира Сорокина "Дмитрий Донской" звучали на юбилейных вечерах, посвященных празднованию 600-летия Куликовской битвы. Премьера вокально-симфонического цикла "Восторг внезапный ум пленил" состоялась в Актовом зале МГУ на Международных Ломоносовских чтениях. Премьера "Баллады о Черном море" - в Севастополе на фестивале, посвященном героической обороне города. Произведения Ю. Дунаева звучали на первых Федоровских чтениях, посвященных знаменитому русскому философу. Написанные в последнее время кантата "Чтоб на века Россию сохранить" и вокально-хоровой цикл "Славянский триптих" с успехом спел Московский государственный академический хор под управлением Андрея Кожевникова на фестивалях "Московская осень" (2003, 2004 годы).
Сочинения композитора запомнились слушателям в исполнении Государственного академического русского народного оркестра им. Н. Осипова (дирижер - народный артист РФ Николай Калинин), Академического оркестра русских народных инструментов и большого хора Гостелерадио СССР (дирижер - народный артист СССР Николай Некрасов), Государственных оркестров русских народных инструментов -
"Боян" (дирижер - народный артист СССР Анатолий Полетаев) и "Русские узоры" (дирижер - народный артист РФ Владимир Зозуля), Ансамбля электромузыкальных инструментов Гостелерадио (дирижер - Вячеслав Мещерин), Оперно-симфонического оркестра Всесоюзного радио и телевидения (дирижер -Юрий Аранович, Владимир Есипов), а также известных певцов (Вячеслава Кобзева, Владимира Трошина, Екатерины Шавриной, Надежды Бабкиной, Натальи Пашинской, Анатолия Бабыкина и др.). Сохранились записи фортепианных сочинений композитора в неподражаемой интерпретации блестящего пианиста Дмитрия Сахарова.

Особое место в творчестве Юрия Дунаева занимает детская музыка. Его фортепианные пьесы играют учащиеся музыкальных школ и школ искусств. Сюита "Акварели" включена в программу "Класс специального фортепиано" для ДМШ Методическим кабинетом Министерства культуры СССР. Кантата "Дети России" на стихи Тамары Пономаревой приурочена к Году ребенка, объявленного главным праздником 2007 года. В апреле это сочинение с успехом спел Концертный хор хоровой студии "Созвучие" 1 ГОУ ЦДТ "Тушино" под управлением Елены Бессоновой на фестивалях "Подснежник-2007", "Апрель-\/", "Фестиваль русской музыки-Ш".
Юрий Александрович - композитор яркого лирического дарования. Его музыка основана на незыблемых классических традициях, глубокой преемственности с сочинениями великих русских корифеев - Мусоргского, Чайковского, Глазунова, Рахманинова. Мелодии произведений Ю. Дунаева сразу ложатся на слух и запоминаются легко, безо всяких усилий. В равной степени композитору присуще полифоническое мышление. Терпкие краски, диссонансы и осторожно вводимые в музыкальную ткань кластеры не нарушают общей гармоничности строя и, напротив, делают сочинения созвучными нашему времени.
Сейчас, по прошествии многих лет, Астрахань остается для композитора малой родиной -именно с ней связаны лучшие творческие проекты музыканта, дорогие сердцу образы и краски. Живя последние 40 лет в Москве, Ю.А. Дунаев по-прежнему вносит свою лепту в культурную жизнь города. После окончания института он преподавал в Астраханском музыкальном училище класс сочинения, гармонии и теории музыки. Юрий Дунаев - член жюри фестиваля "Каспийские зори", для которого были написаны "Поэма о море", отмеченная дипломом, а также вокальный цикл "Здравствуй, море". Для знаменитого рыбацкого хора села Тишково композитор сочинил "Песню о Волге". Ю. Дунаев часто выступает в астраханской прессе по проблемам музыкального творчества. В течение нескольких десятков лет его музыка звучит по астраханскому радио, телевидению, в залах филармонии, на фестивалях.
Нельзя не сказать и о просветительской деятельности композитора. Ю. Дунаев дал множество концертов в Москве, Севастополе, Симферополе, Ялте, Сочи, Благовещенске, Тюмени, Кемерово, Тобольске, Пензе, Туле, Иванове, Саратове, Астрахани и других городах России. Музыка композитора в авторском исполнении звучала на фестивалях "Московская осень", "Золотая осень", "Огни магистрали", "Каспийские зори", "Амурское понизовье", "Мастера искусств - труженикам села". Юрий Александрович - яркий и масштабный пианист, замечательно исполняющий не только собственную музыку, но и сочинения классиков. Прекрасно прошли премьеры его фортепианных сочинений на международном фестивале современной музыки "Московская осень" - публика услышала такие произведения, как "Напев и токката" (2000), "Колокол заговорил" (2001), "Партита" (2002). В рамках Всероссийского фестиваля "Дни современной музыки в Астрахани" 21 апреля 2001 года Юрий Дунаев дал сольный авторский концерт, посвященный 100-летию Астраханского музыкального училища.
Творческая деятельность Ю.А. Дунаева многогранна. Много времени и энергии композитор отдал возрождению русской музыкальной культуры. В течение 12 лет он являлся членом Совета и заместителем председателя Музыкальной секции Московского городского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. Под руководством Юрия Дунаева Музыкальная секция провела большое количество литературно-музыкальных вечеров, на которых прозвучали незаслуженно забытые произведения отечественной музыкальной культуры, возрожденные силами членов секции. Среди них - опера Е. Фомина "Американцы" и его же мелодрама "Орфей", инструментальные, вокальные и хоровые произведения А. Алябьева, Д. Бортнянского, О. Козловского, А. Гречанинова и других композиторов. Деятельность Музыкальной секции породила практику реставрации богатейшей музыкальной культуры России, снискав признательность общественности и найдя положительный отклик в центральной прессе.
Под председательством Юрия Дунаева впервые в нашей стране была проведена дискуссия по восстановлению подлинного либретто и названия оперы М.И. Глинки "Жизнь за царя", что позволило вернуть мировому музыкальному шедевру его подлинный смысл и звучание. Композитор внес свою лепту в возрождение Казанского собора на Красной площади и храма Большое Вознесение у Никитских ворот, который затем был передан Русской православной церкви. Ю.А. Дунаев непосредственно участвовал в организации и проведении первых фестивалей русской православной музыки, в том числе и Третьего Международного фестиваля в Москве. Концерты проходили в лучших залах столицы, в частности в Патриарших палатах Московского Кремля.
В этом году заслуженному деятелю искусств России, члену Союза композиторов РФ, композитору и пианисту Юрию Александровичу Дунаеву исполняется 70 лет. Сейчас, как и в начале своего музыкального пути, Юрий Александрович полон жизненных сил, оптимизма и творческих планов. От всей души желаем ему крепкого здоровья и осуществления всех музыкальных замыслов.
Многая лета!

Мария Макарова,
ж-л "Музыка и время" №10, 2007