Соприкоснуться с прекрасным

       24 марта в Большом зале Союза московских композиторов прошел ежегодный фестиваль-конкурс «Подснежник-2007», в котором приняли учаcтие дети музыкальных учебных заведений столицы. В концерте прозвучали сочинения Дмитрия Шостаковича, Альфреда Шнитке, Романа Леденева, Игоря Красильникова, Вадима Залесского, Татьяны Саговой, Владислава Агафонникова, Бориса Печерского, Никиты Богословского, Мераба Парцхаладзе и других известных московских авторов. Юные музыканты исполнили произведения, написанные для разных инструментов, их сочетаний и ансамблей - фортепиано, струнных, медных и деревянных духовых. Впечатлял не только уровень подготовки выступавших (самым маленьким было не более 6 лет!), но и широкий стилевой диапазон программы - от классической миниатюры (Вальс, Танго-воспоминание, «Солдаты маршируют») до необарочных опусов Б. Печерского, В. Беляева и джазовых композиций И. Арсеева («Quasi-jazz»), И. Якушенко (фрагмент Джазового альбома)*
       В качестве монументальной арки организаторы фестиваля - композитор Б. Печерский и ведущая концерт Т. Журбинская поместили два хоровых коллектива: в концерте выступили Детский камерный хор «Московские колокольчики» им. Гнесиных и лауреат фестивалей «Юные таланты Московии» и «Звучит Москва» Концертный хор Хоровой студии «Созвучие» Центра детского творчества «Тушино» под управлением Елены Бессоновой, который завершил двухчасовое культурное мероприятие.
       Наибольший успех выпал па долю Тушинского хора, исполнившего три отрывка из кантаты «Дети России» заслуженного деятеля искусств России Юрия Дунаева на стихи Тамары Пономаревой: «Дети России», «Поезд дружбы», «Москва детям». Обращение композитора к творчеству московской поэтессы было неслучайным. Заслуженный работник культуры РФ, член Союза писателей России, кавалер ордена Дружбы, Почетного знака «За мужество и любовь к Отечеству», медали «За Веру и Добро», Тамара Алексеевна является автором почти 30 книг поэзии, прозы, публицистики, в том числе литературных исследований рода Бартеневых, книг о М.И. Глинке, А.С. Грибоедове, В.М. Шукшине. Ее стихи очень музыкальны; мотивы вечных ценностей выражены в них простым и доходчивым языком, доступным не только взрослым читателям, но
       Тему России можно назвать главной, центральной темой творчества Юрия Александровича Дунаева. Фундаментальные сочинения автора, - такие как кантата «Моя Россия», оратории «Русь» и «Светочь», «Былина о Святогоре», вокально-симфонический цикл «Восторг внезапный ум пленил» по поэзии М.В. Ломоносова и вокальный цикл «Река времен» по поэзии Г.Р. Державина (и также песни «Говори мне о России», «Голос матери», «Русская рубашка»), - написаны по славу великой державы и посвящены русской истории, изучению основ характера и мировоззрения русского человека. Многие из них, еще в советское время озвученные прекрасными солистами и музыкальными коллективами на сценах престижных концертных залов и на радио, надолго запомнились и полюбились слушателям.
       Юрий Александрович - композитор яркого лирического дарования. Его музыка основана на незыблемых классических традициях, глубокой преемственности с сочинениями великих русских корифеев - Мусоргского, Чайковского, Глазунова, Рахманинова. Мелодии его произведений сразу ложатся на слух и запоминаются легко, безо всяких усилий. В равной степени композитору присуще полифоническое мышление. Терпкие краски, диссонансы и осторожно вводимые в музыкальную ткань кластеры не нарушают общей гармоничности строя и, напротив, делают сочинения созвучными нашему времени.
       Три отрывка из кантаты, прозвучавшие в завершение концерта, вызвали ассоциации с небольшим циклическим произведением, в котором была кантиленная первая часть, более подвижная вторая (скерцо) и колокольный финал - настоящий гимн городу. Поэзия Тамары Пономаревой нашла в произведении композитора свое естественное и органичное преломление. Благодаря ясной и прозрачной фактуре в сочетании с красивыми гармониями и стройностью формы музыка словно парила над залом, но слова при этом были прекрасно слышны. Удачной находкой было использование шумовых ударных инструментов (их держали в руках сами дети), вносящих темброво-ритмическое разнообразие в звучание хора и фортепиано. Удовольствие маленьких музыкантов, испытываемое на сцене, было искренним и неподдельным! Во многом этому способствовало талантливое руководство коллективом во главе с Еленой Бессоновой, которая сумела привить споим ученикам любовь к прекрасному. Ее исполнение запомнилось четкостью дирижерского жеста, великолепным знанием хорового репертуара, музыкальностью и артистизмом. На высоком профессиональном уровне выступил концертмейстер Сергей Немцов. Финал фестиваля получился по-весеннему радостным и праздничным. Публика восторженно приветствовала Тамару Пономареву и Юрия Дунаева. Казалось, цветам и аплодисментам не будет конца! Ну, а нам остается поздравить Юрия Александровича с прекрасным произведением и пожелать скорейшего исполнения всей кантаты. Это может стать не только долгожданным событием в жизни композитора, но и настоящим счастьем для юных исполнителей и их родителей!

Мария МАКАРОВА
Экономическая и философская газета,
№15, 2007 г.