ВО ВЕСЬ ГОЛОС
Областной академический хор дал около тысячи концертов

Художественному руководители) Московского областного академического хора Андрею КОЖЕВНИКОВУ исполнилось 75 лет. Сегодня мы представляем читателям интервью с мэтром замечательного ансамбля золотых голосов Подмосковья.

- Андрей Дмитриевич, с каким настроением вы отметили столь почтенный юбилей?

- Главная торжественная часть будет в марте, юбилейный концерт состоится в Доме композиторов, а пока там ремонт. Поэтому давайте лучше поговорим о хоре. Ведь он не так давно - в 2006-м отметил своё 50-летие. По этому поводу в Московском областном Доме искусств состоялся праздничный концерт, на котором присутствовали руководители нашей области, областного Министерства культуры, наши коллеги из других художественных коллективов, любители музыки, которых у нас в Подмосковье очень много.

- И всё же о вас лично. Как вы пришли к своему делу, к руководству хором?

- Моё музыкальное образование началось в Московском хоровом училище, которым руководил тогда выдающийся деятель российской культуры Александр Васильевич Свешников. Потом окончил дирижёрско-хоровой факультет Московской консерватории по классу профессора Казанского, а затем вторично учился у профессора Свешникова - уже как аспирант. Я с гордостью могу назвать себя соратником поистине великого человека - Владислава Геннадьевича Соколова, который в 1956 году организовал наш хор. Он оказал огромное влияние на моё музыкальное мировоззрение. Владислав Соколов воспринял русскую традицию хорового пения от своего отца, который был «синодалом», то есть учился в Синодальном училище. Эти традиции идут из XVI века, от пения патриарших дьяков. Но не будем углубляться в столь специфическую сферу. Скажу коротко - от тех времён, от достижений Московского синодального хора XVIII века, в том числе мы унаследовали колоссальное богатство русского хорового пения. И наш долг - сохранить его и передать своим современникам. В этом я вижу задачу нашего хора и свою лично.

- Видимо, поэтому ваш репертуар весьма обширен?..

- Да, мы исполняем произведения разных жанров и старинные, и современные, но всё это - традиционная русская музыка. Именно поэтому она находит такой глубокий отклик в сердцах слушателей. Говорю это со всей ответственностью. Ведь мы дали, округлённо говоря, тысячу концертов. Наша концертная площадка - всё Подмосковье. Мы пели на Первом фестивале музыки Чайковского в Клину, на Пушкинском фестивале в Захарове, на празднике Дней славянской письменности и культуры в Коломне, выступали в городе Жуковском, в Долгопрудном, Железнодорожном, Лыткарино, Одинцово... Все и не перечтёшь. А в советские времена наш хор объездил весь СССР.

- Я знаю, что вам довелось гастролировать, как теперь говорят, и в дальнем зарубежье.

- Интерес к русскому искусству огромен во всём мире. И я без ложной скромности скажу, что особый интерес у иностранцев к тем исполнителям и коллективам, которые стараются донести до слушателей наши национальные традиции. Мы с большим успехом, выступали в Германии на фестивалях «Славянский венок», в Польше на Международном конкурсе православной музыки, в Финляндии на открытии памятника Русскому солдату, во Франции на представлении «Песни и танцы русских революций», пели в Японии, Корее, Швеции.

- Андрей Дмитриевич, расскажите о тех произведениях, исполнение которых особенно вам запомнилось.

- Таких много... Вот, например, исполнение нами совместно с хором московских учителей оратории «Минин и Пожарский» и «Освобождение Москвы в 1812 году» композитора Степана Дегтярёва, которая не исполнялась полтора века. Напомню, что премьера первого из этих замечательных сочинений была приурочена к 200-летию дома Романовых и к открытию одноимённого памятника работы Мартоса на Красной площади. Мы считали своим долгом воскресить память о талантливом русском композиторе, большую часть жизни бывшим крепостным музыкантом в подмосковном имении графа Шереметева. Другой пример - исполнение (также после полуторавекового забвения) «Реквиема» Осипа Козловского. Попутно замечу, что из творческого наследия этого композитора в памяти широкой публики осталось разве что сочинение для хора и оркестра «Гром победы, раздавайся!». Разумеется, памятными событиями для хора становились и исполнения более поздних сочинений - например, оратории Сергея Прокофьева «Александр Невский». Напомню, что премьера этого сочинения в 1939 году была воспринята всем миром как свидетельство мужества русского народа и его готовности дать отпор западным завоевателям. Ведь в музыке можно ясно сказать то, что порой по тем или иным конъюнктурным политическим соображениям нельзя сказать словами. Не могу не отметить и то, что нам глубокое удовлетворение доставило исполнение на последнем фестивале «Московская осень» (ноябрь 2007 г.) вашего, Юрий Александрович, сочинения - Концерта для хора на стихи Нины Карташёвой. Говорю это не для того, чтобы сказать вам любезность, а чтобы подчеркнуть - наш хор отнюдь не замыкается на творениях «старины глубокой». И ещё, чтобы хотелось подчеркнуть, современная музыка - не значит модернистская, модернистская - лишь её часть, и, на мой взгляд, не самая увлекательная. Гораздо интереснее композиторы, следующие великим русским традициям. А заканчивая ответ на ваш вопрос, отмечу, что в сокровищницах русского музыкального искусства есть много замечательных сочинений различных веков, которые неизвестны или почти неизвестны современной публике и которые, будучи исполненными, обогатили бы её духовно.

Беседовал Юрий ДУНАЕВ,
композитор, заслуженный деятель искусств России.
Подмосковье. Ежедневные новости. 14 марта 2008 г.