В микромир с Историко-литературным клубом «Путешествие во времени и пространстве». Первая серия

Эврика! Мы не одни во Вселенной! И вообще мы не одиноки!

Вместе с нами всегда и везде находятся миллиарды наших микроскопических спутников (греческое слово «микрос» - μικρός - означает «малый»). Кто они, эти малыши?

Это микроорганизмы, микробы и вирусы, которые невозможно увидеть невооруженным глазом, поскольку они слишком малы для этого. С «микроорганизмами» все ясно - это «малые организмы». Но вот откуда взялась буква «б» на конце слова «микроб» - непонятно. А взялась она от другого греческого слова - «биос» - βίος, означающего «жизнь». «Микроб» - это «маленькая жизнь». А вы наверное думали, что маленькая жизнь - это лето.

Существование микробов открыл в XVII веке, почти 350 лет назад, голландец Антоний ван Левенгук. Этот торговец тканями из Дельфта был очень любознательным человеком. Он сконструировал микроскоп, позволяющий получить как минимум 300-кратное увеличение.

В 1676 г. Левенгук увидел, что перечная вода в бутыли, стоявшей на полке в его лаборатории на протяжении трех недель, помутнела. Рассматривая мутный осадок в микроскоп, он с удивлением обнаружил плавающие в воде мельчайшие организмы. Левенгук зарисовал их и записал: «Я увидел огромное множество живых существ в одной капле воды, количеством не менее восьми или десяти тысяч, и в микроскопе они предстали перед моим взором столь же обыденными, каким песок выглядит для невооруженного взгляда».

А кто (или что) же такое вирусы? Латинское слово «virus» означает «яд». Это мельчайшие частицы, способные размножаться в других живых организмах. Вирусы есть повсюду: в воздухе, в растениях и животных, внутри нас и на нашей коже. Вирусы очень малы и имеют простейшее строение. Вирус может передавать очень тяжелые заболевания: от гриппа до распространяющейся сейчас коронавирусной инфекции.

Борьба - вот ключевое слово, определяющее отношение человечества к вирусам. А как еще можно относиться к паразитам, вызывающим заболевания растений, животных и человека?
Для борьбы с вирусом COVID-19 мы тщательно моем руки, не посещаем массовые мероприятия и общественные места, чтобы избежать заражения, а также укрепляем иммунитет с помощью увеличения в рационе овощей и фруктов, витаминов, поддерживая друг друга и помогая близким терпеть неудобства и трудности.

В борьбе с вирусами главные - ученые и врачи. Они самоотверженно спасают всех нас. Очень уставшие, почти не уходят с работы. Давайте поаплодируем всем им! Они заслужили! И останемся дома, чтобы замедлить распространение вируса. 

Будьте здоровы!

И читайте с удовольствием замечательную книгу о жизни микробов Григория Остера «Петька-микроб». Не все микробы вредные, Петька - как раз полезный. Без таких, как он, не видать нам ни сметаны, ни кефира. В одной капле воды микробов так много, что не пересчитать. Чтобы увидеть этих крошек, нужен микроскоп. Но, может, они тоже смотрят на нас - с другой стороны увеличительного стекла?

Творческое задание: прочитайте книгу о Петьке-микробе, его родственниках и друзьях. Рассмотрите иллюстрации художника Валерия Дмитрюка, обратите внимание, как он изображает персонажей этой сказочной повести. По желанию нарисуйте собственные иллюстрации, комикс-продолжение или плакат «Врачи героически спасают жизни людей».

Внимание! Запускаем марафон «Путешествие во времени и пространстве дома!»

Григорий Остер
Петька-микроб

Как Петька спас родную каплю

В одной капле воды жил микроб. Звали микроба Петька. У Петьки были папа и мама. Тоже, конечно, микробы. А ещё у Петьки были дедушки и прадедушки, бабушки, дяди, тёти, братья родные, братья двоюродные, троюродные, сестры... целая куча родственников. И все тоже микробы.
Жили они в капле воды и поэтому вечно ходили мокрые. Вообще микробы очень маленькие. Им любая букашка кажется больше слона. А Петька и вовсе был маленький, потому что еще не вырос.
И вот однажды мимо капли, в которой жили микробы, пробегал муравей. Он увидел каплю и сказал:
- Что-то сегодня жарковато. Не выпить ли мне эту каплю? Она такая прохладная на вид.
Микробы услышали и ужасно испугались. Они забегали по капле, заплакали, закричали. В общем, устроили панику.
Один только Петька не струсил. Он высунул голову из капли и очень громко сказал муравью:
- Эй, муравей, разве твоя мама не говорила тебе, что сырую воду пить нельзя?!
Муравей, конечно, не увидел Петьку, но голос его услышал, удивился и спросил:
- Кто это со мной разговаривает?.
- Это я - Петька-микроб, - сказал Петька. - Я очень не советую тебе, муравей, пить нашу каплю. Ты можешь заболеть, потому что в капле живём мы - микробы!
- Спасибо, что предупредил! - сказал муравей. - Ты настоящий друг.
И побежал своей дорогой. А микробы всё хвалили маленького Петьку и радовались, что он спас родную каплю от гибели.

Как Петьку изучали

Однажды пришли учёные, взяли каплю с микробами и понесли в свою лабораторию. Учёные шли по дороге, несли каплю и разговаривали.
- Давайте рассуждать логически, - сказал Самый главный учёный. - Мы ведь учёные, так?
- Так! - сказал Самый младший научный сотрудник.
- Мы несём каплю, а в капле сидят микробы, так?
- Так.
- Вот мы и будем этих микробов изучать.
- Это очень удачная мысль, - сказал Самый младший научный сотрудник.
И все остальные учёные тоже сказали:
- Мы с вами совершенно согласны.

Учёные принесли каплю в лабораторию и положили под микроскоп. А микроскоп - он как бинокль. Если смотреть с одной стороны - все увеличивается, а если с другой - уменьшается. И вот когда с одной стороны микроскопа собрались учёные, а с другой - микробы, то микробы увеличились, а учёные уменьшились, и все стали одинаковые. Не на самом деле одинаковые, а только если смотреть через микроскоп.
Учёные смотрят через микроскоп на микробов и говорят: «Какие интересные микробы. Одни - большие, а другие - маленькие».

А микробы тоже смотрят через микроскоп на учёных и говорят: «Какие интересные учёные».
Петьке-микробу захотелось, конечно, рассмотреть учёных поближе, он стал всех расталкивать и вперёд пробираться. А учёные говорят:
- Смотрите, какой микроб: самый маленький, а толкается.
Тут пожилой микроб, Петькин прадедушка, подошёл к микроскопу и говорит учёным:
- Вы не смотрите, что мы микробы. Микробы тоже разные бывают. Бывают вредные, а бывают, наоборот, полезные. Мы как раз полезные.
А Самый главный учёный ему отвечает:
- Вы не волнуйтесь, мы знаем, что вы полезные. Мы вашу каплю нарочно взяли, чтоб нашему Самому младшему научному сотруднику показать. Чтоб он тоже знал. Мы ему вас покажем, а потом обратно отнесём, где взяли.
- Тогда всё в порядке, - говорит Петькин прадедушка. - Мы не возражаем.

А Петька смотрел-смотрел на Самого младшего научного сотрудника и вдруг показал ему язык. А младший научный сотрудник растерялся и тоже Петьке язык показал. Он забыл, что он научный, и вспомнил только, что он младший, поэтому так сделал.
Тут все микробы стали стыдить Петьку, а все учёные - самого младшего научного сотрудника.
- Фу, как некрасиво показывать язык, - сказали микробы.
А учёные сказали:
- Это очень нехорошо - язык показывать.
- Мы нашего Петьку накажем, - сказали микробы учёным, - мы ему сладкого компота после обеда не дадим.
- И мы нашего младшего научного сотрудника накажем, - сказали учёные, - мы его лишим премии.

- А мы, - сказали микробы, - нашего гулять не пустим.
- А мы, - сказали учёные, - нашему отпуск только зимой дадим, когда холодно и нельзя в речках купаться.
- А мы, - сказали микробы, - у нашего все игрушки отнимем.
- А мы, - сказали учёные, - нашему диссертацию, которую он написал, порвем.

Тут младший научный сотрудник заплакал, а Петька хоть и не заплакал, но тоже очень обиделся.
И всем их жалко стало. И учёные стали заступаться за Петьку, а микробы - за младшего научного сотрудника.
- Вы уж простите своего, - сказали микробы учёным.
- Ладно. Мы своего простим, только и вы своего простите.
А потом учёные попрощались с микробами и отнесли каплю на место. И всё-таки в самую последнюю секунду Петька взял и ещё раз показал младшему научному сотруднику язык. И тот тоже Петьке язык показал. Хорошо еще, что никто этого не заметил.

 

Комментировать

    Перейти на страницу https://strogino.mskobr.ru/?strogin-ru
    Перейти на страницу https://strogino.mskobr.ru/?strogin-ru
    Перейти на страницу https://strogino.mskobr.ru/?strogin-ru

Детские и взрослые объединения

Документы

    Перейти на страницу посвященную записи в кружки
    ОБЩЕСТВЕННЫЕ ПРИЕМНЫЕ при Межрайонном совете директоров образовательных организаций (ОО) Митино-Строгино
    Задать вопрос администрации или руководителям коллективов и студий ЦДТ-СТРОГИНО
    онлайн-консультирование Службы практической психологии