Задание для самостоятельной работы на 24.03.2020. 2 группа, углубленный уровень

2 группа, углубленный уровень.

Задание для самостоятельной работы на 24.03.2020.  «Построение перспективы интерьера комнаты дома будущего. Расстановка предметов мебели и декоративных объектов в интерьере. Форма как социокультурный феномен»

Цель задания: практическое освоение метода построения линейной перспективы с применением перспективного масштаба, позволяющего производить планировку объектов и размещения в интерьере с учетом их размеров и формы.

Форма - внешнее очертание предмета. Объемно-пластические особенности предмета, художественные средства, использующиеся для создания образа, для раскрытия замысла произведения. ... В изобразительном искусстве форма - единство приёмов и средств, использованных в художественном материале, композиционная построенность.
Форма предметов интерьера напрямую влияет на нашу эмоциональную сферу, оказывает огромное влияние на наши ощущения, настроение и общий уровень внутренней комфортности, которые мы испытываем, находясь в том или ином помещении. Здесь важно назначение интерьера, какой вид деятельности предполагается в нем осуществлять: отдых, работа, творчество или что-то еще. В зависимости от цели проектируемой комнаты, необходимо осознать, какие виды форм предметов мебели и декора уместно в ней разместить.
В контексте данной проблемы прошу ознакомиться с материалом, собранным мною в рамках моего исследования по психологии формы.

Социальные значения формы

Геометрические фигуры исторически связаны с знаково-символической системой нашей культуры. Первые символы, такие как солнечный диск или крест, отражают первичные проявления человеческой культуры с помощью основных изобразительных форм (круга, прямой). Древние орнаментальные изображения в самых разных культурах являются носителями не только эстетической, но и смысловой нагрузки, из поколения в поколение передающие посредством формы и цвета жизненно важную информацию. «Абсолютный символический язык, - пишет О. М. Айванхов, - это язык геометрических фигур»
Это свойство геометрических фигур, состоящее в замещении смысловой нагрузки передаваемой информации, используется не только в народно-орнаментальном искусстве, а также в современном конструктивизме, символизме, супрематизме и пр.. К. Малевич использовал данное качество графических образов, воздействуя на психику зрителя своими особыми «супрематическими композициями», состоящими из закрашенных геометрических фигурок (треугольников, кругов, квадратов, прямоугольников), расположенных в той или иной части листа.
Смысловые представления о форме ко всему прочему обусловлены ее функциональным значением. На данный факт еще указывал Г. Ф. Гегель, находя взаимосвязь между формой рабочей части орудия труда и тем видом деятельности, для которого оно предназначено. Остроконечные орудия направлены на агрессивное внедрение в среду: они разрезают, взрыхляют, прокалывают и т.д., т.е. активно видоизменяют продукт деятельности. Остроконечные объекты, имеющие в проекции треугольную или остроугольную форму, в пространственном отношении являются самыми травмоопасными. Округлые орудия выполняют совсем другие функции: они катятся, вращаются, разглаживают, разминают и т.п., они менее травматичны для человека. Исходя из этого, и графические образы данных орудий занимают то или иное место в их смысловой категоризации.

Доминирование круглой формы в ранних рисунках детей Р. Арнхейм объясняет тем, что развитие изобразительной формы происходит на основе характерных свойств нервной системы, которая лишь в незначительной степени подвержена воздействию культурных и индивидуальных различий. Именно по этой причине «детские рисунки во всем мире выглядят по своей сущности похожими друг на друга, а в произведениях искусства ранних исторических эпох различных цивилизаций имеется поразительное сходство». Склонность людей к изображению круглых и концентрических форм можно обнаружить в западном и восточном искусстве, в искусстве Древнего Египта, в рисунках американских индейцев и маленьких детей. К. Юнг называет этот метод изображения в круге «мандалой», ассимилировав термин из санскрита. Он считает эти модели одним из архетипов (коллективных образов), которые появляются повсюду, потому что коллективное бессознательное, частью которого они являются, представляет собой безотносительное ко всем расовым различиям психическое выражение общности структуры мозга. В детских рисунках изображение солнца-мандалы соответствует периоду дифференциации. Повсеместное  употребление этой модели в детских рисунках Р. Арнхейм объясняет потребностью детского разума в зрительном упорядочении  на низшем уровне сложности.
Самый простой рисунок, самая распространенная фигура в природе - это круг (шар). Е. И. Григорян определяет шар (в проекции - круг) как самую экономичную форму. Шар хорошо приспосабливается к окружающим условиям, так как легко перекатывается, сплющивается, и поэтому широко распространен в органическом мире (икринки, вирусы, простейшие микроорганизмы и т. д.).
В культуре древней Месопотамии представление о круге формируется примерно к 2300 г. до н. э. Аналогичное понятие - понятие свастики - возникает в культуре Дальнего Востока око­ло 3000 г. до нашей эры. Его роль заключается в том, чтобы вы­ражать интуитивно постигаемые человеком отношения с вне­шними процессами, такими как изменение времен года.
Круг - символ, имеющий древнейшую мифологическую основу. Кроме точки центра, круг - единственная геометрическая фигура, не разделяемая на себе подобные и одинаковая во всех точках. Это символ полноты, законченности, ко­торый может заключать в себе идею и постоянства, и динамизма. Так как круг (и сфера) - фигура, не имею­щая начала и конца, то это наиболее важная и универсальная из всех геометрических форм в мистических учениях. И так как он может обо­значать другие важные символы (колесо, диск, кольцо, циферблат, Солнце, Луну, Зо­диак и др.), его символизм довольно трудно опреде­лить. Это своего рода универсальная проекция мира, сочетающего в себе конечное и беско­нечное, ограниченное и безграничное.
Для неоплатоников круг является воплощением Бога и неограниченным центром космоса. «Божественный символизм и вера в небесную силу, - пишет В. П. Рошаль, - лежат в основе первобытных ритуалов и ранней архитектуры по всему миру: круговые танцы и ритуальные хороводы вокруг огня, алтаря или идола; передаваемая по кругу трубка мира у индейцев Северной Америки; круглые формы юрт, шатров и стойбищ кочевых народов; кружение шаманов; круговая структура мегали­тических знаков и сооружений в неолитический период. Круг заключает в себе гармонию».  Еще Платон, а позднее К. Юнг и др. олицетворяют круг с психикой.
И. Иттенсопоставляет круг с прозрачно-синим цветом. «Круг -- символ погружённого в себя духа, духа вечного движения; геометрическое место точки, движущейся на постоянном расстоянии от определенного средоточия; -- вызывает ощущение отдыха, ослабления напряжения и постоянного ровного движения -- в противоположность напряжению, сообщаемому квадратом. Все формы извилистого характера, эллипс, овал, дуги, параболы восходят к кругу».
С. Делингер, автор уникальной практической системы анализа личности психогеометрии,  сложившейся и популярной в США, определяет психотип человека, исходя из его предпочтения одной из фигур: круга, квадрата, прямоугольника, треугольника и зигзага. «Круг, согласно С. Делингер, - самый доброжелательный из пяти форм. ...Тот, кто уверенно выбирает круг в качестве своей основной фигуры, искренне заинтересован прежде всего в хороших межличностных отношениях. Высшая ценность для круга - люди, их благополучие. Он ощущает чужую радость и чувствует чужую боль как свою собственную. Круги «болеют» за свой коллектив, популярны среди коллег по работе. Однако они слабые менеджеры и руководители: слишком стараются угодить каждому, нерешительны. Если дело касается вопросов морали или нарушения справедливости, Круг становится страстным защитником людей».

Овал И. Иттен характеризует как фиолетовый. Действительно, эллипс напоминает окружность, только орбита движения вытягивается, становится более напряженной, динамичной. Эта фигура, подобно фиолетовому цвету,  сочетает в себе спокойствие синего и активность красного. Являясь округлой фигурой, овал, по З. Фрейду, олицетворяет женскую сексуальность: не агрессивность, мягкость, гибкость, гармоничность.

Волнистую линию З. Фрейдсимволизирует с рождением: «Рождение почти всегда изображается посредством какого-либо отношения к воде, в воду или бросаются, или выходят из нее, из воды кого-нибудь спасают или тебя спасают из нее, что означает материнское отношение к спасаемому».
Е. А. Григорянсравнивает волнистую линию со спиралью, которая широко распространена в природе: вьюнок, фасоль, раковина улитки; в биологическом мире: сосуды, нервы, волокна и т.д. Автор подчеркивает, что это -  «кривая, представляющая самый короткий путь между двумя точками на цилиндрической поверхности. Ее можно сжать, растянуть, - она гибка и компактна».
С древнейших времен - это символ жизненной силы, как на уровне Космоса, так и на уровне микрокосмоса. Спиральные формы встречаются в природе очень часто, начиная от галактик и до водоворотов и смерчей, от раковин моллюсков и до рисунков на человеческих пальцах и двойной спирали молекулы ДНК, содержащейся в каждой клетке живого организма.
В искусстве спираль - один из самых распространенных декоративных узоров - от Европы (двойные спирали в кельтской традиции или спирали на римских капителях) до Тихого Океана (спиральная резьба маори в Новой Зеландии и татуировки островитян в Полинезии), которая символизирует противоположные силы, наглядно присутствующие в водоворотах, смерчах и языках пламени, напоминают о восходящей, нисходящей или вращающейся энергии, которая управляет Космосом. Спираль, сочетающая в себе форму круга и импульс движения, также является символом времени, циклических ритмов сезонов года, рождения и смерти, фаз «старения» и «роста» Луны, а также самого Солнца. Спираль как часть плавной и бесконечной линии символизирует также развитие, продолжение, непрерывность, центростремительное и центробежное движение, ритм дыхания или самой жизни. Хогартназывает змеевидную извилистую линию «линией красоты и грации».

Зигзагообразная линия, по С. Делингер, «...символизирует креативность, творчество. Зигзагам нравится комбинирование абсолютно несходных идей и создание на этой основе чего-то нового, оригинального. Нет ничего более скучного для них, чем никогда не изменяющиеся вещи, рутина, шаблон, правила и инструкции, статус-кво и всегда соглашающиеся люди. Зигзаг - самый восторженный, самый возбудимый из всех пяти фигур. Когда у него появляется новая и интересная мысль, он готов поведать ее всему миру! Зигзаги - неутомимые проповедники своих идей и способны мотивировать всех вокруг себя. Однако их несдержанность, экспрессивность часто мешают Зигзагам проводить свои идеи в жизнь».

Треугольник - один из наиболее мощных и универсальных символов, первая из фигур, задающая плоскость, отсюда символ поверхности вообще. Равно­сторонний треугольник символизирует завершение. В сакральной геометрии форма равностороннего треугольника есть символический образ Бога, проявление (образ) творческой силы. В более общем смысле линейные треугольники или композиции, имею­щие форму треугольника, могут обозначать и другие тройст­венные понятия: триединая природа Вселенной; Небо, Земля, Человек; отец, мать, дитя; человек как тело, душа и дух; в человеке - интеллект, сердце и во­ля и т.п. Равносторонний треугольник, как  источник жизни, тепла и све­та, может также рассматриваться в качестве символа Солнца.
В символике равносторонний треугольник, направленный вершиной вверх, называ­ется треугольником эволюции. Это мужской и солнечный знак, символизирующий божество, огонь, жизнь, сердце, тору и восхождение, благополучие, гармонию, пламя, жар (отсюда горизонтальная линия, символизирующая воздух), духовный мир. Это - египетская эмблема Бога, Пифагорейский символ мудрости, основанный на священном числе три.

Кроме того, это мужской элемент, который базируется на земном и стремит­ся к высшему. У христиан равносторонний треугольник или треуголь­ник, образованный тремя пересекающимися кругами, символизирует трои­цу. З. Фрейд  считает треугольник мужским агрессивным символом.
По И. Иттену,  невесомости треугольника соответствует светло-желтый цвет.Автор считает, что треугольник «...символизирует мысль, выражает активность, излучает свет во все стороны. Он задает этот же цвет всем формам, строящимся на диагоналях -- ромбу, трапеции, зигзагам и их производным, дающим динамику и даже агрессивность».

Согласно психогеометрии С. Делингер, треугольник«символизирует лидерство, самая характерная особенность истинного Треугольника - способность концентрироваться на главной цели. Треугольники - энергичные, неудержимые, сильные личности, которые ставят ясные цели и, как правило, достигают их. Это очень решительные люди, способные глубоко и быстро анализировать ситуацию. Доминирующая установка в любом деле, за которое берется треугольник - это установка на победу, выигрыш, успех. Он часто рискует, бывает нетерпеливым и нетерпимым к тем, кто колеблется в принятии решения. Треугольники честолюбивы, стремятся достичь высокого положения, сделать карьеру».

Квадрат - в символике это геометрическая фигура, связанная с числом четыре, сим­волизирующим такие понятия, как порядок, равенство, ис­тина, справедливость, мудрость, честь, искренность, земля. Квадрат персонифицирует четыре стороны света, четыре времени года, четыре человеческих возраста, четыре основ­ные элемента мира (огонь, вода, земля, воздух). Квадрат совмещает в себе принципы статической устойчивости и целостности. Квадрат символизирует совершенный тип замкнутого пространства и является моделью для многих культовых сооружений (пирамиды, церкви, зиккураты, пагоды и т. д.), которые, в свою очередь, рассматриваются как символический образ мира. Квадрат - мужское начало, он отождествляется с Землей, и  олицетворяет процессы, проходящие на Земле. Квадрат олицетворяет телесное начало человека: стабилизирует обычные системы организма, успокаивает виб­рации, уравновешивает полярности, фокусирует основную жизненную силу.
У пифагорейцев квадрат символизирует душу. Квадрат представляет собой сбалансированное совершенство формы, суть, пространство, а также пары противоположностей, стороны света, четыре касты и т.п.

Квадрат противостоит «динамичным» знакам - кругу, спирали, кресту, треугольнику, являясь наиболее статической из геометрических форм, используемых в качестве символов.
По словам И. Иттена, квадрату соответствует красный цвет. Автор считает, что квадрат -- символ материи, тяжести и строгого ограничения. Он соответствует египетскому иероглифу «поле»; статичность -- основное качество этой фигуры, что сказывается напряжением при попытке выразить движение.

Квадрат, по С. Делингер,-  «неутомимый труженик. Трудолюбие, усердие, потребность доводить начатое дело до конца, упорство, позволяющее добиваться завершения работы, - вот чем, прежде всего, знамениты истинные Квадраты. Выносливость, терпение и методичность делают Квадрата высококлассным специалистом в своей области. Этому способствует и неутолимая потребность в информации. Квадраты - коллекционеры всевозможных данных. Они любят раз и навсегда заведенный порядок: все должно находиться на своем месте и происходить в свое время. Идеал Квадрата - распланированная, предсказуемая жизнь, и ему не по душе «сюрпризы» и изменения привычного хода событий. Внешне это опрятный, строгий, консервативный человек».

Шестигранники, по  мнению Ч. Шемайтиси В. Миронова, встречаются в природе в виде сот, в сети кровеносных сосудов. Они считают, что экономичность этих форм проявляется в их способности заполнять пространство.

Ромб по структуре напоминает квадрат, только в конструкции сдвинутый вбок, он как бы является изображением в перспективе квадратной горизонтальной плоскости. По сравнению с квадратом, у ромба два угла - острые, что зрительно делает фигуру более агрессивной («злой, грустный»). Вместе с тем, очертания формы ромба очень напоминают древние орудия труда, наконечники оружий: скребки, ножи и др. Острыми краями можно резать, копать, рыхлить, защищаться и т.д. Ромб имеет древнее мифологическое значение: «олицетворяет женский творческий принцип, жизненный символ богинь плодовитости». В христианском искусстве ромб - является «символом непорочности Девы Марии, известный как vesica piscis («рыбный пузырь») - ромб, окруженный сиянием».

Прямую  (наклонную) Дж. Гибсон характеризует какнекую идеальную сущность между вертикалью и горизонталью. Отмечая, что горизонтальная поверхность в геометрии отождествляется с «Земью, или  поверхностью земли, связанной с земным гори­зонтом - кромкой между небом и землей», соответственно, наклонная линия может ассоциироваться со склоном горы, холма, оврага. Прямая линия, в принципе, - продукт человеческой деятельности. В природе вряд ли ее можно где-либо встретить. Дж. Келлог находит, что извилистые линии обычно ука­зывают на преобладание эмоций над разумом и тесно связа­ны с фемининностью. Прямые же указывают на преобладание рационального начала и более характерны для мужчин.
Острый выпуклый двугранный угол Дж. Гибсон ассоциирует с острым выступом, который  «частично укрывает вещество», и о который можно  «повредить руку». Автор отождествляет двугранный угол с щелью, палкой, волокном. По З. Фрейду - это мужской агрессивный символ. Вместе с тем, в символике нашего народа имеются другие сакральные значения данной фигуры - «красный угол», «божий угол», «передний угол»; а также речевые обороты «быть с углом», т. е. иметь свой дом. Кроме того, для ребенка угол - место наказания. Исходя из этого, представление об угле в нашей культуре имеет как положительные, так и отрицательные оценки.

Дорогие студийцы! Пожалуйста, вычертите дизайн-проект интерьера вашего будущего дома и расставьте в нем предметы мебели и декора с учетом того теоретического материала, который находится выше. Жду ваши работы на мой электронный адрес enotik162@yandex.ru или на мою страничку Вконтакте https://vk.com/id436977344.
Работайте в рамках нашего временного отрезка. Не забывайте про наброски!

Яндекс-коллекция фотографий "Дизайнерская мебель"

https://www.youtube.com/watch?v=N7b8V4lgyK0 - видеоролик с набросками человека.

На следующем занятии мы поговорим о цвете предметов интерьера.
Желаю творческих успехов!

Литература:
1.Ян Вермеер. Композиция и перспектива. -СПб.: ЗАО «Полиграфическое предприятие № 3», 2018.
2. Т. С. Киселева. Формирование смысловых представлений о цвете и форме у дошкольников в процессе обучения изобразительной деятельностью // Вестник МГОУ. Серия «Психологические науки». - № 1 - 2011 г.
3. Л. Д. Лебедева, Ю. В. Никонорова, Н. А. Тараканова. Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт-терапии. - СПб.: Речь, 2006.
4. М. О. Резванцева. Исследование функционально-смысловых характеристик начальных геометрических понятий у детей.  - М.: Изд. МГОУ, 2008.

Комментировать

    Перейти на страницу https://strogino.mskobr.ru/?strogin-ru
    Перейти на страницу https://strogino.mskobr.ru/?strogin-ru

Детские и взрослые объединения

Документы

    Перейти на страницу посвященную записи в кружки
    онлайн-консультирование Службы практической психологии