Задание для самостоятельной работы на 29.03.2020. 2 группа, углубленный уровень

2 группа, углубленный уровень.

Задание для самостоятельной работы на 29.03.2020.
«Построение перспективы интерьера комнаты дома будущего»

Цель задания: цветовая проработка дизайн-проекта интерьера дома будущего с учетом цвето-эмоцональных воздействий цветовых импульсов на психику человека.  
 
Основы цветовой теории. Цветовые гармонии.
Ученые всего мира до сих пор не пришли к единому мнению о природе цвета. На этот счет существует два мнения. Рассматривается цвет с точки зрения физики (И. Ньютон) и художественной эстетики (И.В. Гете). И. В. Гете, поэт и мыслитель, считал, что цвет объективно существует в природе. В то время как И. Ньютон, первым исследовавший свойства света и цвета, утверждал, что в природе объективно существует только белый цвет, а все другие цвета - это реакция наших глаз на определенную длину волны. Его опыты с призмой показали, что если светлый солнечный луч пропустить через стеклянную призму, можно ясно различить разделение солнечного луча на разноцветные. По предположению Ньютона цвет предмета определяет тот пучок лучей, который был наиболее интенсивен по сравнению с остальными. Световые пучки, состоящие из разноцветных лучей, могут казаться совершенно совпадающими по цвету, поскольку человек не различает, да и не может различать эти лучи.
Исследования свойств цвета привели И.Ньютона к созданию цветового «круга», состоящего из семи цветов, составляющих радугу. Следующим на очереди был цветовой круг Гёте, который выявил, что существуют три основных цвета -- красный, желтый и синий -- и неограниченное количество смешанных, которые плавно переходят от одного оттенка к другому и находятся между чистыми цветами.

Гете исследовал также связь цвета предмета и освещения в помещении. При дневном свете все цвета всегда кажутся более светлыми, чем в сумерках. При различном освещении изменяется также и яркость цветных поверхностей. Красные поверхности в сумерках кажутся немного темнее синих. Гете можно считать также создателем таких цветовых тестов, которые показывают, что индивидуальные способности людей по восприятию цвета различны. Открытие И.В. Гете его цветового круга можно по значимости сравнить с открытием таблицы Менделеева для химии. Цветовой круг - универсальный инструмент колористики художника, графического дизайнера. Можно различить цветовой круг Гете, Освальда, Иттена.

Гете первым выявил положительное и отрицательное влияние цвета на личность человека. Положительными цветами, по его мнению, являются цвета желто-красного спектра, использование которых в интерьере и в одежде приводит к увеличению количества энергии и общему подъему настроения. Отрицательными цветами являются цвета сине-фиолетового спектра, применение которых вызывает угнетение настроения и общего психологического тонуса. Зеленый цвет И.В.Гете считал нейтральным. Он писал, что глядя на зеленый, «душа отдыхает».
Гете пошел дальше и предположил, что один из существующих цветов, не являющийся радужным, может быть продолжением фиолетового и началом красного. И этот цвет - пурпурный. Найдя это недостающее звено, Гете смог «закруглить радугу» и создать свой цветовой круг.

Иоганнес Иттен, швейцарский художник, преподаватель в высшей школе строительства и художественного конструирования Баухаус в 1920-1930-х годах, предложил круг из 12 частей, который лег в основу теории гармонии цветов. Как и у Гёте, в основе круга Иттена лежат три основных цвета, смешивая которые, мы получаем три дополнительных (составных) -- зеленый, оранжевый и фиолетовый. И на последнем шаге нам необходимо смешать основные с составными, получив третичные цвета.

Цветовой круг Иттена расширяют, добавляя ахроматические цвета -- черный и белый, получая множество оттенков основных цветов круга, также известное как растяжка цвета.
http://vpozitiv.com/wp-content/uploads/2012/10/704_original1.jpg

 

Цветовой круг обычно делят на тёплую и холодную половины. Тёплые цвета: красный, оранжевый, жёлтый и промежуточные оттенки. Холодные цвета: синий, голубой, зелёный, и переходные -- сине-фиолетовый, сине-зелёный. Пары цветов, расположенные на круге друг против друга, называются комплементарными, или дополнительными (например, зелёный -- красный, жёлтый -- фиолетовый, синий -- оранжевый). Дополнительные цвета -- ключевое понятие в цветовом круге и теории цвета. Их противоположность основана на следующих постулатах: смешивание двух любых комплементарных цветов в равных пропорциях даёт нейтральный серый тон; любой тон рождает в восприятии смотрящего дополнительный и вызывает эффекты последовательного и симультанного контраста.

Пары комплиментарных цветов по Иттену:
- красный - зеленый,
- красно-фиолетовый - желто-зеленый,
- фиолетовый - желтый,
- сине-фиолетовый - желтый,
- бирюзовый - красно-оранжевый.

Цветовой круг: применение. Цветовые гармонии.
Для чего можно использовать цветовой круг художнику, фотографу, дизайнеру? Конечно, для подбора цветовых сочетаний по цветовому кругу.
Существует несколько классических комбинаций цветов, подбираемых с помощью цветового круга Иттена.
Комплементарная диада - пары дополнительных цветов.
Классическая триада
Классическую триаду образуют три равноудаленных по цветовому кругу Иттена цвета. Такая композиция выглядит достаточно живой даже при использовании бледных и ненасыщенных цветов. Чтобы добиться гармоничности в триаде, возьмите один цвет за главный, а два других используйте для акцентов.
http://vpozitiv.com/wp-content/uploads/2012/10/triada-klassicheskaya.gif

 Гармоничное применение:
- Один цвет - главный.
- Два других - поддерживающие.
- Черный, белый -дополнительные
Аналоговая триада
Аналоговую цветовую схему образуют три соседних цвета в двенадцатичастном цветовом круге.
http://vpozitiv.com/wp-content/uploads/2012/10/analogovaya-triada.gif
Используются в мягких, комфортных композициях. Аналоговая схема чаще всего встречается в природе, поэтому выглядит гармонично и приятно. При использовании этой схемы, возможно выбрать один цвет главным, второй - поддерживающим, а третий использовать для акцентирования.
Это может быть плавный переход оттенков одной четверти цветового круга.
Гармоничное применение:
1 цвет - главный
2 цвет - поддерживающий
3 цвет - акценты
4 Черный и белый - дополнительные
Контрастная триада
Контрастная триада - вариант комплиментарного сочетания цветов, только вместо противоположного цвета используются соседние для него цвета.
http://vpozitiv.com/wp-content/uploads/2012/10/triada.gif
Выглядит эта схема почти настолько же контрастно, но не настолько напряженно. Если вы не уверены, что сможете правильно использовать комплиментарные цвета - используйте контрастную триаду.
Прямоугольная схема 
Прямоугольная схема состоит из четырех цветов, каждые два из которых - комплиментарные.
http://vpozitiv.com/wp-content/uploads/2012/10/pryamougolnaya.gif
Эта схема дает, пожалуй, самое большое количество вариаций входящих в нее цветов. Чтобы проще было сбалансировать прямоугольную схему, один цвет надо выбрать доминирующим, остальные - вспомогательными.
Квадратная схема  
Квадратная схема практически повторяет прямоугольную схему, но цвета в ней равноудаленные по кругу. Здесь также стоит выбрать один доминирующий цвет.
http://vpozitiv.com/wp-content/uploads/2012/10/kvadratnaya.gif

При умелом использовании цветовой круг может оказать большую помощь при составлении цветовой гаммы в картине, фотографии или любой композиции. При этом, снимайте ограничения, выходите за рамки!

https://www.youtube.com/watch?v=NH1TLyiJVHU - основы цветовой теории, цветовые гармонии

Социальные значения цвета

С древности, подчеркивает П. В. Яньшин, человек пытается овладеть способностью цвета влиять на его душевное состояние и использовать его в целях создания комфортной среды обитания и ис­кусственного воссоздания реальности в изображениях. По словам Л. Н. Собчик, символика каждого цвета корнями уходит в далекое прошлое человечества: «Ночь, символом которой является синий цвет, издревле несла человеку покой, расслабление, сон. Солнце, яркость зарождающегося дня (желтый цвет) вызывали надежду, побуждали к активности. Красный цвет -- окраска цветов, плодов, крови, эротогенных зон человеческого тела -- отражение охотничьих инстинктов, эротического влечения, стремления к овладению благами окружающей жизни. Зеленый -- цвет травы, кустарников и деревьев -- мог служить символом зашиты, маскировки, затаенности. Серый -- как отсутствие цвета -- трактуется как разделяющий, отгораживающий. Черный символизирует отрицание ярких красок жизни и самого бытия. Коричневый цвет представляет собой смешение оранжевого и черного, а фиолетовый -- красного и синего.
По данным П. В. Яньшина,историческое развитие цветовой лексики происходило следующим образом: [белый + черный] --» красный --» желтый --» зеленый --» синий --»  коричневый. Лингвистические исследования приводят к выводу, что еще в древнегреческом языке существовало всего лишь три цветовых термина, обозначающих черный, белый и красный. Лишь с именем Гомера (VIII-X век до н. э.), описавшим радугу как пурпурно-фиолетовую, связана цветовая эволюция, обозначившая терминологию колористики холодной  гаммы. По всей видимости, и цветовой выбор ребенка повторяет в филогенезе онтогенетическое  цветопредпочтение человечества. 

Белый цвет - идеально сбалансированный, чистый и естественный в своем влиянии. Ассоциируется с прохладой, снегом. По мнению Ф. Биррена, чистый, беспримесный, бесхитростный, искренний, юный. Обозначает сияние духа, нормальность. Символ вечного противодействия со скрытой возможностью (рождение).

Черный цвет, наравне с белым и красным, - входит в число самых первых цветов, вошедших в культурное пространство прачеловека, а также в транс-культурное пространство ребенка. По словам Г. Э. Бреслава, черный цвет связан с землей, являющейся во всех культурах порождающим началом, местом зачатия, лона. По Н. В. Серову, «...именно черный уголь и черная нефть дают всю палитру радующих глаз цветов. В самом деле, черный сохранил все цвета живущих когда-то цветков и растений. То есть черный цвет самым тесным образом связан со скрытой энергией природы. И, безусловно, - природы человека, его бессознания». Действительно, черный цвет, олицетворяющий тьму, сон, обморок или смерть, по словам В. Тернера, «связывается с бессознательным состоянием, с опытом помрачения, затмения сознания». «Тьма дает начало неизвестности, - пишет Г. Э. Бреслав, - а вместе они рождают страх, и, если он направлен в будущее, мы называем его тревогой. Многие века неприятности для человека появлялись из темноты (враги, дикие животные, препятствия движению - завалы, ямы и др.) и сопровождались страхом и тревогой. Поэтому понятийная цепочка «черный - тьма - неизвестность - страх» так сильно укоренена в нашем бессознательном».
В христианстве черный олицетворяет Дьявола и Ад, грех и его искупление Христом, а также скорбь и аскетизм монахов, и с середины XVI века он утверждается в Европе как траурный. Политически черный цвет является символом пиратства, анархизма, бунтарства и всякого рода реакции. В России водоемы с названием «Черный» трактуются как неизведанные, неизвестные, да и поговорка «на черный день» имеет смысл непознанности будущего.
П. В. Яньшин считает, что «предпочтение черного сопровождается нарастанием общей тяжести психического состояния, внутреннего напряжения, дисгармонии; усилением отгороженности, неконтактности, замкнутости; снижением энергетического потенциала и порогов восприимчивости к отрицательным средовым воздействиям». Г. Э. Бреслав добавляет, что черный - «это символ неприятия окружающей действительности, стремления к конфликту и агрессии. Внешне такой протест и оппозиция имеют разные проявления - от простого несогласия до разрушительного поведения». По словам С. С. Степанова, черный является цветом неуверенности, символизирует мрачное восприятие жизни.

Красный цвет М. Люшер характеризует таким образом: «Красный -- выражение жизненной силы, нервной и гормональной активности, стрем­ления к успеху, жадного желания всех жизненных благ. Это воля к победе, влечение к спорту, борьбе, эротике, «сила воли». Выбор красного на первое место означает стремление к полноте бытия, лидерские черты, творческое начало, ак­тивную деятельность». Ч. А. Измайлов и Н. Н. Волков пишут, что «красные цвета не связаны со знаком эмоций, они вызывают сильную активацию эмоционального состояния независимо от того, позитивно оно или негативно». Ч. Осгудподтверждает, что красный, как самый активный в психологическом плане цвет, выражает все активные эмоциональные переживания человека, без учета их знака (валентности), как, например, «радость» и «гнев». П. В. Яньшин отождествляет красный с «легкостью в общении, синтонностью, открытостью, доверчивостью, эмоциональностью, гибкостью в поведении, ориентированностью на групповые нормы, социабельностью» .
 Н. В. Серов, П. В. Яньшин и др. считают красный исторически первичным цветом в культуре человека: «Как грудные младенцы начинают первыми выделять красные игрушки из всех цветных, так и первобытные люди первым (после белого и черного) выделили и вербально опредметили красный цвет». Согласно данным современной археологии, «....уже более 70 тысяч лет как в Африке - древние люди, так и в Европе - неандертальцы пользовались красным пигментом (охрой  и окислом марганца) для окраски предметов». Начиная с эпохи палеолита древние общества красной охрой посыпали тела умерших в могильниках в знак возрождения их в будущем, а перед обычной охотой мужчины красились в красный цвет для придания энергии, активности и бесстрашия  своему духу. В древнем Египте красной или красно-коричневой краской окрашивались изображения богов и мужчин. В Китае красным обозначается мужское начало Ян, а у древних греков красный - это цвет Эроса (бога любви) и Ареса (бога войны). Воины Спарты, Карфагена и Рима надевали красные плащи и туники в военных походах, а при особенно важных победах раскрашивали в красный все свое тело. Для первых христиан красный цвет являлся символом любви Бога, огня Веры и крови Христа. В России Красная площадь, красный угол, красная строка, красная девица стали синонимами «красивого».
По словам Б. А. Базымы, «нервная система здорового ребенка действительно объективно нуждается в энергетическом воздействии длинноволновой части спектра (преимущественно); яркие, светлые оттенки оказывают на центральную нервную систему влияние, без которого она обойтись не может. Цвета можно сравнить с витаминами, необходимыми ребенку для своего роста и развития, и по аналогии с явлением авитаминоза, имеет смысл говорить о «цветовой депривации», которая может привести к задержкам и искажениям нормального хода развития нервно-психической деятельности ребенка». Е. Г. Суркова также отмечает доминирование красного цвета в детском возрасте, которое к 15-20 годам сменяется «взрослым» цветопредпочтением, выраженным в более спокойной гамме. 

Желтый цвет. И. В. Гете считает, что желтый - «это цвет, ближайший к свету», который «производит, безусловно, теплое впечатление и вызывает благодушное настроение». Г. Э. Бреслав связывает желтый с «радостью, ясностью, оптимизмом и весельем. ...Способствует четкому и логическому выражению своих мыслей» . М. Люшер соотносит желтый с«потребностью в эмоциональной вовлеченности и защищенности в социальном плане; с яркостью переживаний и общением как необходимым процессом».
С. Михалычев пишет, что «дети, которым нравится желтый, более всего предрасположены к творчеству... Это люди свободные, раскрепощенные, оригинальные, инакомыслящие... Они предпочитают интересную разнообразную работу, ... живут будущим. «Желтый» ребенок - мечтатель-фантазер, сказочник, мистификатор, шутник...».

Зеленый цвет по Люшеру символизирует «...упругость воли, ...концентричность, пассивность, оборонительные тенденции, автономность (независимость), неизменность, тенденцию к удерживанию, собственничеству. Его аффективные аспекты - настойчивость, самоуверенность, упрямство и самоуважение».
«Из смешивания желтого и синего, - пишет Б. А. Базыма, - рождается зеленая краска. В ней как бы сокрыты, парализованы силы желтого и синего. Это самая покойная краска. Здесь нет движения, нет звучания, -- ни радости, ни печали, ни страсти. Зеленый цвет никуда не зовет. Благотворно действует на уставшего человека, но может и быстро прискучить (ср. выражение «тоска зеленая»). Главное значение абсолютно зеленого -- пассивность». П. В. Яньшин считает, что зеленый «повышаетсяпри гневливости, раздражении, злобе, чувстве неудобства, душевной неуютности, дискомфорте. ...Психологически зеленый означает «уход от стимулов»».
Ф. Биррен указывает, что цвета холодной гаммы способствуют интеллектуальным, а цвета теплой гаммы - эмоциональным реакциям.

Синий цвет Ф. Биррен связывает с «подавленностью, меланхолией, созерцанием, унынием, боязливостью, скрытностью»; Э. Т. Дорофеева и П. В. Яньшин считают, что «чувствительность к синему повышается при состоянии тоски, печали, грусти, чувства неудобства  душевного дискомфорта». Результаты исследования Л. А. Шварц подтверждают, что положительные эмоции (радость и др.) соотносятся с повышением чувствительности к красному и желтому и с понижением -- к синему и зеленому.
По мнению С. Михалычева, у детей, симпатизирующих синему цвету,  «понижена способность к усвоению учебного материала. Обычно это сопровождается отвержением красного (утомление, общая физическая слабость)». 

Фиолетовый цвет, являющийся самым коротковолновым, объединяет воедино две противоположности: активный, энергичный красный и холодный, логичный, рациональный синий. Ф. Биррен характеризует его как достойный, помпезный, грустный, мистический. По словам О. В. Сафуановой, он ассоциируется с «тревожным неудовлетворительным настроением». Л. Н. Собчик отмечает, что фиолетовый предпочитают эмоционально незрелые и физиологически неустойчивые лица.

Коричневый- чисто земной цвет: почвы, коры деревьев, шкур животных, связуется с приземленностью, повседневными работами. А. И. Копытин отмечает, что коричневый, ассоциируясь с готовой к посеву почвой, может быть признаком большого потенциала. Вместе с тем, по словам Л. Н. Мироновой, в исламе коричневый цвет олицетворяет гибель, распад, старость, ассоциируясь с гниением растений, экскрементами. Являясь проявлением животного начала в человеке, как указывает Н. В. Серов, коричневый символизирует «асоциальность и антиобщественное поведение» .
По семантическому дифференциалу (Д. В. Вильямс, Д. К. Морланд, В. Л. Андервуд) коричневый оценивается как один из наименее приятных, очень пассивный и слабый. М. Люшер пишет, что коричневый цвет «лишен экспансивного творческого импульса. Жизненное начало более не является действенной силой, а лишь пассивно воспринимаемой на уровне органов ощущений».

Серый цвет - является результатом смешения противоположных ахроматических цветов - белого и черного, что делает его нейтральным, бесцветным, невыразительным, бесстрастным. Это цвет простого, примитивного безжизненного городского ландшафта, цвет металла и бетона. Б. Уилен считает, что серый наводит на мысль о небоскребах, церквях и кладбищах. «Серым» называют самого простого обывателя, человека толпы. По словам Г. Э. Бреслава, серый вызывает «ощущение холодности, которая ассоциируется с серым туманом, небом, затянутом тучами, и всем, что связано с ухудшением видимости».
Серый - единственный из всех цветов, не имеющий дополнительного цвета: он сам является результатом их смешения, а также - смешения всех цветов спектра. По Н. В. Серову, «серость основана на уравновешенной многосторонности».  Это цвет пепла, праха, дыма, грязи, превращающих в серое ничто все краски жизни. Он самодостаточен и бесполярен, а потому не имеет стимулов к движению.
По мнению М. В. Нелюбовой, «люди, предпочитающие серый цвет, не верят, что эмоции могут что-то решить, не верят в искренность эмоциональных переживаний....Отсюда их эмоциональная сдержанность и, следовательно, истощение». Б. Уилен считает, что серый соотносится с беспристрастностью, формализмом, высокомерием и консерватизмом, а также с мудростью и зрелостью. По М. Люшеру, серый оценивается как нерешительный, вялый, расслабленный, неуверенный, несамостоятельный, слабый, пассивный. 

Литература:

  1. Б. А. Базыма. Цвет и психика. Монография. ХГАК. - Харьков, 2001. -172 с.
  2. Г. Э. Бреслав. Цветопсихология и цветолечение. - СПб., 2000. - 216 с.
  3. И. В. Гете. Учение о цветах // Лихтенштадт В.О. Гёте. - Петербург: Гос. изд-во, 1920.
  4. И. Иттен. Искусство цвета. Издатель Д. Аронов. - М., 2000.
  5. В. В. Кандинский О духовном в искусстве (Живопись). - Л.: Фонд «Ленинградская галерея», 1990. - 65 с.
  6. Т. С. Киселева. Динамика степени эмоциональной чувствительности к группе и категоризации формы и цвета в процессе обучения изобразительной деятельности у старших дошкольников // Вестник МГОУ. Серия «Психологические науки». -  № 3 - 2009 - М.: Изд-во МГОУ. - С. 137-143.
  7. М. Люшер. Цвет вашего характера. - М.: Вече, Персей, АСТ, 1996. - С. 11-245.
  8. А. А. Мелик-Пашаев. Развитие у детей способности пользоваться цветами как выразительным средством. - М., 1982.
  9. Л. Н. Миронова. Семантика цвета в эволюции психики человека.// Проблема цвета в психологии / Под ред. А.А. Митькина. - М., 1993.-  С. 172-188.
  10. О. А. Орехова. Цветовая диагностика эмоций. Типология развития. Монография. - СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008. - 176 с.
  11. Н. В. Серов. Цвет культуры: психология, культурология, физиология. - Спб.: Речь, 2004. - 672 с.
  12. П. В. Яньшин. Психосемантика цвета. - СПб.: Речь, 2006. - 368 с.

Пожалуйста, проработайте свой дизайн-проект в цвете, исходя из тех сведений, что вы почерпнули из теоретического материала данного занятия. Лучше использовать акварель, технику «заливка каплей». На толстую или среднюю круглую кисть для акварельных работ берете максимум объема краски, разбавленной водой. Держа кисть вертикально, кладете каплю на бумагу и равномерно ее разгоняете по поверхности. Затем аналогично -  следующую каплю. Желаю вам творческих успехов!

Комментировать

    Перейти на страницу https://strogino.mskobr.ru/?strogin-ru
    Перейти на страницу https://strogino.mskobr.ru/?strogin-ru

Детские и взрослые объединения

Документы

    Перейти на страницу посвященную записи в кружки
    онлайн-консультирование Службы практической психологии