Педагогическая диагностика

Педагогу для организации образовательного процесса необходимо изучать особенности характера, интересы и увлечения своих воспитанников, их взаимоотношения с родителями, сверстниками. В этом ему помогают различные диагностические исследования. Овладение диагностическими методиками значительно расширяет психологическую компетентность педагога и становится условием его профессионального роста и мастерства. Анализ результатов диагностики позволит педагогу подобрать эффективные способы организации детского коллектива, определить перспективу развития образовательного процесса.
Осуществляя диагностическую работу, педагог выполня­ет следующие функции:

  1. психотерапевтическую: различные диагностические технологии (рисунки, карты, игры, тесты) нравятся детям и способствуют позитивным отношениям с людьми, свободному самоопределению;
  2. коррекционную: исправление девиантного поведения, снятие эмоционального напряжения, помощь в решении конкретных жизненных ситуаций;
  3. развивающую: в ходе выполнения заданий ребёнок получает возможность творческого самовыражения личной активности.

Педагогическая диагностика состоит из этапов:

  1. прогностическая диагностика (проводится при наборе или на начальном этапе формирования коллектива) - это изучение отношения ребёнка к выбранной деятельности, его достижения в этой области, личностные качества ребёнка;
  2. текущая диагностика (проводится в конце года, чаще в январе) - это изучение динамики освоения предметного содержания ребёнком, личностного развития, взаимоотношений в коллективе;

3) итоговая диагностика (проводится в конце учебного года) - это проверка освоения детьми программы или её этапа, учёт изменений качеств личности каждого ребёнка.
Универсальные способы отслеживания результатов пе­дагогической деятельности:

  1. педагогические наблюдения;
  2. анкетирование;
  3. тестирование;
  4. тренинги;
  5. игры;
  6. собеседование.

Основные правила проведения диагностики.
Необходимо установить контакт между педагогом и ребёнком (детьми). Доверительная атмосфера, доброжелательное отношение, внимание, подлинная заинтересованность обеспечивают взаимопонимание.
Обследование проводится 15-30 минут (в зависимости от возраста детей и задач исследования). Испытуемые должны быть поставлены в одинаковые условия.
Следует принимать ребёнка таким, какой он есть. Не оценивать его, не комментировать его ответы, не выражать недоумения, радости или порицания.
Необходимо хорошо продумать диагностическое обследование, точно запомнить инструкцию, подготовить наглядный материал (если он необходим), продумать его расположение, подготовить протоколы-бланки.
Результаты обследования должны обязательно фиксироваться.
Завершается диагностика тщательным анализом результатов обследования, который позволит выстроить эффективную программу образовательного процесса.

 

Детский творческий центр: организация методической работы / авт.-сост. С. А. Левина, Ю. Н. Суслов, Э. Г. Бело­усова. - Волгоград: Учитель, 2008. - 126 с.