Формирование основ творческой социокультурной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья на основе комплекса программ дополнительного образования (из опыта работы «Круга»)

seminar-deti-s-osobennostyami-razvitiya5.jpgИстория педагогической работы структурного подразделения социокультурной реабилитации «Круг» ГБОУ ЦДТ «Строгино» с детьми с ограниченными возможностями здоровья восходит к 1989 году, когда несколько педагогов-волонтеров начали заниматься с детьми-инвалидами на дому: проводить игровые занятия, ставить небольшие спектакли, отмечать праздники. Деятельность педагогов с самого начала включала в себя работу с семьей -- с родителями ребенка с ОВЗ и с его здоровыми братьями и сестрами. Это способствовало тому, что члены семьи становились не только помощниками педагога, но и активными участниками реабилитационного процесса.

Со временем эти семьи стали объединяться, проводить совместные занятия и праздники -- так возникла общественная организация, объединяющая педагогов и родителей -- общественная организация социально-творческой реабилитации детей и молодежи с отклонениями в развитии и их семей «Круг» (РОО СТР «Круг»). В 1997 году педагогам «Круга» было предложено осуществлять свою основную деятельность на базе учреждения дополнительного образования. Система дополнительного образования имеет, среди прочих, одно существенное преимущество: она позволяет педагогам разрабатывать и реализовывать программы, исходя из реальных проблем и потребностей обучающихся. И к настоящему моменту в подразделении социокультурной реабилитации работает 16 специалистов (педагоги, психологи, музыканты, режиссеры) и реализуется комплекс, состоящий из 35 программ дополнительного образования, 17 из них -- интегративные, остальные разработаны для детей с ОВЗ.

verhovskaya1.jpgПоиск видов и форм деятельности, способствующих включению ребенка с ОВЗ в культуру и общество, привел к созданию разработанной  Н.Т. Поповой авторской концепции, которая опирается на культурологический подход как базисный принцип всей педагогической работы [1,2]. Культурологический подход предполагает поиск культурных форм и культурных механизмов, которые возникали и развивались на определенных этапах истории человечества, и которые могут быть найдены как в традиционных, так и в современных культурных практиках. Такой подход позволяет педагогу по отношению к ребенку с ограниченными возможностями здоровья (в том числе с интеллектуальной недостаточностью) не просто ставить задачу адаптации к условиям жизни в социуме через освоение необходимых навыков, но задачу творческой самореализации личности в адекватной для данного ребенка форме. Культурологический подход исходит из признания ценности человеческой личности и достоинства человека, независимо от наличия или отсутствия у него ограничений, и опирается на наличие у каждого человека базовых культурных потребностей и культурных способностей, (которые могут быть еще не сформированы и не выявлены). Опыт работы «Круга» по социокультурной реабилитации детей и молодежи с ограниченными возможностями здоровья и их семей с опорой на культурологический подход, подтверждает, что культура предлагает значительный арсенал методов и средств педагогической деятельности.

Комплекс программ дополнительного образования структурного подразделения «Круг»
направлен на создание развивающей социокультурной среды, которая способствует формированию внутренних механизмов самоорганизации рефлексивного типа поведения ребенка в процессе разнообразной творческой деятельности. Опираясь на культурологический материал, педагоги ставят задачу введения ребенка в мир культуры, и прежде всего тех ее областей, которые наиболее близки потребностям развития детей с ОВЗ - культуры традиционной, архаичной, детской с их задачами формирования образцов, норм и ценностей. В центре его стоит театральная деятельность, которая представляет собой важнейший элемент культурологического подхода, так как она позволяет интегрировать поведение человека и является одной из основных и наиболее эффективных форм реабилитационной работы.

Непосредственно театральная деятельность реализуется в четырех театральных студиях. В интегрированных театральных студиях «Круг» и «Круг II» дети и молодежь как имеющие, так и не имеющие ОВЗ, не только вместе занимаются, но и выступают на фестивалях и театральных площадках в России и за рубежом, проводят мастер-классы, встречи со студентами вузов, реализуют различные творческие проекты. Студия «Архаичный театр» работает по программе, нацеленной на детей и молодых людей с ОВЗ, выступления ее участников рассчитаны пока на камерную аудиторию. Подготовительная театральная студия «Учимся сотрудничать» знакомит и помогает осваивать первичные формы театральной деятельности детям младшего школьного возраста в интегративных группах.
Остальные направления комплекса программ внутренне ориентированы на театральную деятельность или включают её методы и элементы в рамках решения основной задачи - создания целостной развивающей реабилитационной среды, побуждающей каждого участника процесса к включению в собственную культурную деятельность.

verhovskaya.jpgДругим направлением комплекса программ является блок ремесленных и творческих мастерских, представленный такими видами деятельности как керамика, войлоковаляние, лозоплетение, ткачество, столярное дело, кукольная и швейная мастерская, арт-мастерская, фото-мастерская «Протография». Опыт «Круга», как и ряда других практик социокультурной деятельности с участием людей с ОВЗ (в том числе зарубежных, таких, как французская ассоциация «Персонимаж», немецкая ассоциация  «Блаумайер-Ателье» и др.),  подтверждает целесообразность и эффективность создания модуля «театр -- мастерские», который в «Круге» реализуется в течение учебного года, а летом -- в театральном лагере и представляет собой пространство для реализации процесса инклюзии.  В то же время для детей с глубокими нарушениями мастерские могут являться своеобразными «воротами в деятельность».
В обращении к ремеслам и выборе конкретных видов мы исходим из специфики каждого конкретного ремесла, связанной с его происхождением, историей, мифологией, традициями, местом в культуре и истории человечества. Эта специфика - «культурный портрет» ремесла - задается особенностями используемых материалов, инструментов, характерным набором осваиваемых движений, т.е. всем строем деятельности.
В разработке и организации блока программ ремесленных и творческих мастерских мы обращаемся к органической метафоре - образу «Древа ремесел»[3]. Такая метафора, позволяет, с одной стороны, составить представление об этапности включения детей в процесс творческой ремесленной деятельности, максимально использовать по отношению к каждому конкретному ребенку социокультурный потенциал данного комплекса ремесел с учетом их генезиса и взаимосвязанности. Каждому конкретному ребенку в зависимости от его характера, уровня развития, состояния здоровья, специфики проблем и других факторов предлагается поэтапное освоение ряда ремесел или всего комплекса, так, чтобы это максимально способствовало повышению его социокультурной компетентности. С другой стороны, педагогу представляется возможность увидеть свое ремесло в более широкой перспективе - в ряду других ремесел, в их развитии и взаимосвязи, - что позволяет ему отойти от узкоспециального подхода к собственной деятельности.

Базовым направлением комплекса программ является трехгодичная интегративная программа реабилитационного цикла, предполагающая непосредственное участие родителей. Программа включает в себя театрализованную игру - содержательную, эмоционально-насыщенную, информативную, развивающую, которая проходит в виде образных эстафет, музыкально-слайдовых композиций и театрализованных «уроков», сюжетно-ролевых спектаклей, театрализованных представлений (кукольных, теневых, мистериальных). Занятия предусматривают также фольклорные игры, праздники, знакомство с основами ремесел. Летом участники программы вместе с родителями, братьями и сестрами выезжают в реабилитационный лагерь, программа которого разрабатывается с учетом конкретных особенностей детей. Итогом работы по программе являются семейные «спектакли на столе», которые ставят родители с детьми и вместе делают для них куклы.

Комплексная программа «Особая школа» для детей с ОВЗ нацелена на восполнение пробелов в базовых представлениях и развитие способности применять свои знания и переносить их в другие сферы деятельности. Программа включает в себя особым образом выстроенные «уроки»: «Родная речь» (развитие речи, диалоговых форм общения, образного мышления, освоение мифо-поэтических форм речи и мышления), «Символ, знак, число» (формирование первичных математических представлений, связанных с областью практического опыта; предметом этой программы являются такие понятия как пространство, время, форма, количество, число, первичная оперативная деятельность), «Основы естествознания» (формирование целостного представления об окружающем мире, о природных циклах, о живой и неживой природе, о связях человека с природой, развитие временных и пространственных представлений). Изначально программа «Особая школа» была нацелена на детей, которые не посещали общеобразовательные учреждений или окончили их, но имеющих проблемы с освоением базовых предметов, навыков самообслуживания, общения со сверстниками; однако, со временем эта программа оказалась востребована и для детей с ОВЗ, посещающих коррекционные или обычные школы и имеющих дополнительный свободный день (или находящихся на надомном обучении). Реабилитационный эффект этой программы подтверждался независимыми экспертами - педагогами школ, в которых учились дети-участники программы. В летних реабилитационных лагерях в  «уроках» «Особой школы» с удовольствием принимают участие и дети, не имеющие ОВЗ. 

Для детей с ОВЗ школьного возраста разработаны программы «День пребывания», помогающие решать коррекционные и реабилитационные задачи, решать проблему социализации детей с глубокими нарушениями.  Аналогичная программа для детей дошкольного возраста «Вместе играем, вместе учимся» является интегративной и направлена на развитие эмоциональной сферы, игровой деятельности.
Для детей с выраженными нарушениями психофизического развития, не имеющих положительного опыта социального взаимодействия, разработана программа «Индивидуальные ротари», ставящая целью первичную социализацию и подготовку детей к постепенному вхождению в детский коллектив. В рамках программы три педагога поочередно проводят три вида занятий с тремя детьми индивидуально. На втором этапе освоения программы эти занятия проводятся совместно для трех детей, но еще с индивидуальным педагогическим сопровождением. Следующим этапом становится работа педагога с группой этих детей, при необходимости в качестве ассистентов в занятии участвуют волонтеры или родители.

Наличие такого комплекса программ дает возможность выстраивать индивидуальный образовательный маршрут для каждого ребенка, исходя из его актуального уровня развития, его предпочтений и пожеланий родителей.
Когда родители с ребенком с ОВЗ приходят первый раз в «Круг» на консультацию, специалисты «Круга» (педагог и психолог)  знакомятся с семьей, проблемами ребенка и пожеланиями родителей, с учетом результатов психолого-педагогической диагностики они дают рекомендации по выстраиванию индивидуального образовательного маршрута, который начинается с участия в одной или нескольких программах. На начальном этапе образовательного процесса первоочередной задачей является задача формирования мотивации, и, прежде всего, мотивации социальной, которая является основой для формирования мотивации к познанию, труду и творчеству. Фактором успешного завершения программы, как правило, является возможность перехода ребенка на следующий уровень к следующей программе или блоку программ. Так, освоив программу «Индивидуальные ротари», ребенок с ОВЗ может быть включен в программу «Групповые ротари», «Общение в движении» или «Вместе играем, вместе учимся». В качестве следующего этапа возможно участие в программах «Дня пребывания», реабилитационного цикла, «Особой школы» или «Учимся сотрудничать», которые могут быть успешно дополнены занятиями в одной или нескольких мастерских. Конечным итогом образовательного маршрута является деятельность в одной из театральных студий. Но свое начало индивидуальный образовательный маршрут может иметь и в программе реабилитационного цикла, и в «Особой школе», и на «Дне пребывания», и в мастерских, исходя из актуальных потребностей ребенка, уровня его развития.

В процессе разработки программ, выборе их содержания педагогу важно руководствоваться принципом: «если это неинтересно здоровым детям, это нельзя предлагать детям с ОВЗ». Одним из результатов этого оказывается, что в программах, предназначенных для детей с ОВЗ, охотно принимают участие и «условно здоровые» дети (в качестве равноправных участников, ассистентов педагога или гостей программы), когда им предоставляется такая возможность, например, в летних лагерях или в дни школьных каникул.
В отношении всех педагогических программ «Круга» принципиально важным является то, что деятельность каждого ребенка должна переживаться им как эстетически значимая, культуросообразная, связывающая его с группой, имеющая для него культурный и личный смысл.
Это проблема не только специальной педагогики, но общепедагогическая проблема, требующая от педагога активного социального творчества, дерзновения, особой включенности. В этом случае основной акцент делается на усвоение механизмов культуры, функциональности культурных форм, на создании условий для включения каждого ребенка в активную социальную и культуротворческую деятельность, а не только на освоение навыков и социальных ролей.
В этом контексте первостепенной задачей педагога становится введение ребенка в мир человеческой культуры, человеческих отношений.

1. Попова Н.Т. Культурологические аспекты развивающей педагогики // Постижение культуры. Сборник. Ежегодник. Выпуск 11. - М.: Мин-во культуры РФ. Рос. ин-т культурологии, 2001. - С.96-107.
2. Шеманов А.Ю., Попова Н.Т. Инклюзия в культурологической перспективе.//Психологическая наука и образование, 2011, №1. С.74-82
3. Верховская М.А., Попова Н.Т. «Древо ремесел как ресурс социокультурной реабилитации» //Материалы Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы психологической реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья», М.: 2011. С.542-547.

Комментировать

    Перейти на страницу https://strogino.mskobr.ru/?strogin-ru
    Перейти на страницу https://strogino.mskobr.ru/?strogin-ru

Детские и взрослые объединения

Документы

    Перейти на страницу посвященную записи в кружки
    ОБЩЕСТВЕННЫЕ ПРИЕМНЫЕ при Межрайонном совете директоров образовательных организаций (ОО) Митино-Строгино
    онлайн-консультирование Службы практической психологии