Образовательная программа «Формирование патриотизма у детей», часть3

Содержание программы

 Первый год обучения

Особенности первого года обучения

Ребята  получают начальное представление об истории края и Москвы, истории матери-альной культуры, общие знания об устройстве музея и направлениях его работы. Принимают участие в разработке и подготовке к конкурсу работ для городского слета туристско-краеведческих отрядов.

Задачи:
● приобщить ребенка к культурным и историческим ценностям;
● дать представление об изменении во времени быта, культуры, жизненных ценностей;
● научить воспринимать предметный мир как отражение исторической психологии людей прошлых эпох;
● научить пониманию значимости музейного предмета;
● сформировать осознание необходимости документирования исторического процесса;
● пробудить исследовательские интересы.
Содержание программы первого года обучения

I этап: сентябрь-октябрь.
Первый год обучения условно можно называть "обзорным", как бы подготовительным к более серьезной работе. Дети получают представление об истории Москвы и достопримечательностях края, самых важных исторических событиях, происходивших на территории Москвы и нашего округа, о быте, традициях и праздниках древних славян, об архитектуре и истории храмов, расположенных на территории современного Северо-Западного округа, о грозных войнах, прокатившихся по нашей земле.
Специфика первого этапа обуславливается сухой и сравнительно теплой погодой, позво-ляющей долговременные прогулки по окрестностям Строгино с целью ознакомления ребят с па-мятниками истории и природы родного края. Главное в прогулках - запомнить объект визуально, отметить его местонахождение, уметь найти его на карте.
Для проведения этих занятий-путешествий необходимо иметь определенный инвентарь: карту местности (чтобы учить ребят ориентироваться по ней), бинокль, компас, блокнот и каран-даш для записи краткой информации.
Проводятся занятия-закрепления (не реже, чем через три прогулки). На них ребята рабо-тают с картами местности, картами центра города, контурными картами и отснятыми во время путешествий фотографиями.
Параллельно с занятиями по краеведению проводятся начальные ознакомительные заня-тия по экспозиции музея и началам музейного дела. Изучаются понятия: экспозиция, устройство и интерьер русской избы, назначение крестьянской утвари (музейных предметов) в интерьере избы и т.д.
На первом этапе работы в качестве учебного пособия разрабатывается "Лента времени".


II этап: ноябрь-февраль
Специфика второго этапа обучения.
Если на I-м этапе ребята путешествовали по местности, то на II-м этапе они начинают "путешествие во времени". Начинается изучение истории края (Строгино и его окрестностей). На занятиях используются слайды тех объектов - памятников истории, культуры и природы, с кото-рыми дети познакомились на I-м этапе.
Изучение истории края представляет собой освещение наиболее важных событий и рас-пределение их в хронологическом порядке. Параллельно изучается и прошлое исторического центра Москвы.
На этом этапе больше внимания уделяется истории материальной культуры. Изучается деревенский, боярский, царский, дворянский, купеческий быт. Необходимо показать, как с тече-нием времени изменялась архитектура жилища и предметы быта, окружающие человека. Пред-метный мир каждой эпохи изучается не вообще, а как принадлежащий конкретному историче-скому лицу, каким-либо образом связанному с нашей местностью.
На II этапе дети посещают государственные музеи, в которых могут познакомиться с бы-том, одеждой, хозяйственной утварью и этапами жизни изучаемых исторических персонажей. В результате этой работы в активный словарный запас ребят вводятся понятия: памятник времени, музейный предмет, источник (вещественный, изобразительный, письменный, фоно- и видеоза-пись) и т.д.

Практические занятия на II-м этапе обучения включают:

● активную работу с «лентой времени», карточки для которой изготовляют ребята само-стоятельно;
● занятия во время музейной экспозиции;
● работу с музейными предметами в интерьере избы (во время экспозиции);
● использование закрепляющего лото;

III этап: март - май.

Специфика третьего этапа обучения.
В это время начинается подготовка к очередному городскому туристско-краеведческому слету. Практическая часть каждого занятия отводится на выполнение домашнего задания, данно-го организационным комитетом слета; идет подготовка документации, походного снаряжения и инвентаря.
На этом этапе дети знакомятся:
● с понятием «поисковая» и «исследовательская» работа;
● с периодами подготовки поисковой экспедиции;
● с составом экспедиции, снаряжением.
учатся:
● определять последовательность действий в ходе экспедиции;
● обрабатывать полученный материал;
● приобретают навыки работы с литературой.
Особое внимание уделяется вопросам соблюдения техники безопасности при прове-дении экспедиций.
В разделе музееведения ребята знакомятся с такими темами, как:
● музей - хранилище памяти цивилизации;
● музей - источник информации;
● виды и свойства музейных предметов;
● способы составления коллекций музейных предметов.

Учебно-тематический план занятий коллектива "Московитяне"
1-й год обучения

Тема занятий

Общее количество часов

В том числе теоретических

В том числе практических

1.

Вводное занятие. Правила поведения в ЦДТ "Строгино"; правила поведения в музее ЦДТ "Строгино" и в государственных музеях; правила дорожного движения; правила техники безопасности во время практических занятий в аудитории.

 

     2

 

         2

 

2.

Наследники земли Московской. Символы страны, города и округа.

 

 

         2

 

3.

Что такое историческое краеведение и какое еще оно бывает?

     6

         4

       2

4.

Ключи к тайнам истории, или науки, которые помогают историку.

     22

        16

       6

5.

Когда Москвы еще не было...

     6

          4

       2

6.

Здесь начиналась Москва.

     8

          6

       2

7.

Славяне в московском крае.

     16

        10

       6

8.

Русские народные зимние праздники и святочные забавы.

     6

          3

       3

9.

Заглянем в бабушкин сундук, или о чем нам расскажет русский народный костюм?

     8

          5

        3

10.

Русский средневековый город.

     16

         10

       6

11.

Что ели на Москве? Кухонная утварь.

     6

           3

       3

12.

Храмы и монастыри в жизни москвичей.

     10

           5

       5

13.

Москва и Подмосковье в Петровскую эпоху XVIII века.

     12

           8

       4

14.

Мир дворянской усадьбы в первой половине XIX века.

     6

           4

        2

15.

Мир купеческой усадьбы во второй половине XIX века.

     6

           4

        2

16.

Наука и техника в конце XIX - начале XX века.

    10

           6

        4

17.

Подведение итогов учебного года.

     2

           2

 

18.

Итого:

144

         94

        50

часть1, часть2, часть3, часть4, часть 5, часть 6, часть 7, часть 8, часть 9, часть 10

Комментировать

    Перейти на страницу https://strogino.mskobr.ru/?strogin-ru
    Перейти на страницу https://strogino.mskobr.ru/?strogin-ru

Детские и взрослые объединения

Документы

    Перейти на страницу посвященную записи в кружки
    ОБЩЕСТВЕННЫЕ ПРИЕМНЫЕ при Межрайонном совете директоров образовательных организаций (ОО) Митино-Строгино
    онлайн-консультирование Службы практической психологии