Тематический план занятий группы I года обучения
№ | Тема занятия | Форма занятия |
Место занятия |
Цели и краткое содержание занятия | Практическая часть | Часы занятий | ||
1. | Вводное занятие. История коллектива "Московитяне". Планы на учебный год. Правила поведения в ЦДТ "Строгино" и в поездках. Техника безопасности во время практических занятий и поездках. Обзорная экскурсия по экспозиции музея. |
Беседа. Экскурсия. | Аудитория. Музей. | Познакомить новичков с историей коллектива "Московитяне", правилами поведения в ЦДТ "Строгино". Объяснить правила поведения во время поездок по городу и в государственных музеях. Объяснить правила техники безопасности во время практических занятий в хранилище музея и в аудитории. Во время экскурсии дать детям представление об Историко-краеведческом музее ЦДТ "Строгино" |
Экскурсия в музей. | 2 | ||
2. | Тема: «Наследники земли московской». Символика страны, города, округа, района. |
Рассказ. | Аудитория. | Дать объяснение понятию "наследие". Объяснить этимологию слова "памятник". Разъяснить обязанности современников: изучать, охранять, преумножать и передавать наследие следующему поколению. Познакомить с государственными символами: Гербом, Гимном, Флагом России. Познакомить с гербами города Москвы, Северо-Западного округа и восьми муниципальных районов, входящих в округ. |
Работа с иллюстративным материалом. | 2 | ||
3. | Тема: «Что такое историческое краеведение и какое еще оно бывает?» 1) Краеведческие возможности нашего края. Тематическая экскурсия по музею. |
Занятие с элементами игры. Самостоятельная работа по командам. | Аудитория. | Дать понятие истории как науки; рассказать о том, что изучает краеведение, какое бывает краеведение (географическое, историческое, экономическое, этнографическое и т.д.). | 2 | |||
4. | Полуостров Строгино - край, в котором мы живем. Краеведческий музей. Какие еще бывают музеи? | Диалог. Рассказ-беседа. | Аудитория. | Выявить знания о родном крае детей - современном Строгино. Дать представление о различных направлениях и назначениях музеев. Музей - дом муз; музеи бывают: краеведческие и исторические, военно-исторические, историко-художественные, архитектурные, мемориальные, музеи-ансамбли, музеи театра и кино, технические и отраслевые, художественные, литературные, естественнонаучные, народные и школьные. | Работа с картой района Строгино. | 2 | ||
5. | 3) Строгино, кто твои соседи ? Чьи берега омывает Москва-река с древнейших времен? Как возникают музеи? |
Рассказ. Рассказ. | Аудитория. | Познакомить с географическим расположением соседних со Строгино населенных пунктов: Троицкое-Лыково, Щукино, Мякинино, Рублево, Черепково, Павшино и Хорошево. Объяснить значение слов: "коллекционер", "собиратель", "меценат", "подвижник". | Работа с картой. Работа с иллюстративным материалом и музейными коллекциями. | 2 | ||
6. | Тема: «Ключи к тайнам истории, или науки, которые помогают историку». 1). Путешествие по реке времени. Источники изучения времени. Что такое документ? |
Рассказ. Рассказ-беседа. Диалог |
Аудитория. | Познакомить с понятиями: хронология - одна из вспомогательных дисциплин историка; историческое время, единицы измерения времени. Просмотр диафильма "Как возник календарь". Дать объяснение понятию "документ" во всем его многообразии. Пояснить, что остановленное время можно увидеть в картине, фотографиях, окружающих нас предметах, постройках и книгах. |
Работа с "лентой времени". Работа с музейными предметами. | 2 | ||
7. | 2). Что такое исторический источник? Почему именно подлинный предмет хранится в музее? Для чего изготовляется копия предмета или документа? | Беседа. Диалог. | Аудитория. | Объяснить словосочетание "исторический источник". Какие бывают источники: письменные, вещественные, устное народное творчество. Понятия «подлинник» и «копия». Примеры копий: театральный костюм, муляжи овощей для занятия, игрушки и т.д. |
Работа с музей-ными предметами: фронтовым письмом, ручкой "вечное перо". Прослушивание песни Суркова "В землянке". Работа с музейными предметами. | 2 | ||
8. | 3). Археология - наука о древности. В какой отдел музея попадут находки археолога? Какие еще есть отделы в музее, как устроен музей? | Рассказ. Диалог. | Аудитория. | Познакомить с тем, как археологи помогают историкам в изучении прошлого Земли. Понятия: "археология", "культурный слой", "материк", "памятник времени". Дать объяснения понятиям: "экспозиционный зал", "фонды хранения", "музейная библиотека". Мастерские реставраторов, художников, макетчиков, электриков. | Работа с музейными предметами из археологического раздела. | 2 | ||
9. | 4) О чем рассказывает наука топонимика? Карта - один из важнейших документов времени. | Рассказ. Рассказ. | Аудитория. Фонды музея. | Дать понятие о терминах "картография" и "топонимика" - науки о географических названиях на карте. История создания географических карт. Ребята узнают о версиях происхождения топонима "Строгино". Демонстрация музейного предмета "острога". Рассказ о картографическом отделе нашего музея. | Работа с картой района Строгино. Работа с макетом, рассказывающим об одной из версий названия района. Раскрашивание картинки « Ловля рыбы острогой». Работа с картами, хранящимися в фондах музея. |
2 | ||
10. | 5) Как появились имена и что могут рассказать фамилии? | Беседа. | Аудитория. | Дать понятие о терминах "антропонимика" и "ономастика"- науки о человеческих именах. Познакомить ребят со способами образования имен, отчеств и фамилий на Руси. | Работа со словарем "Ономастикон". | 2 | ||
11. | 6). Что растет на ветках родословного дерева? Что такое семейная реликвия? | Диалог. Беседа. | Аудитория. | Дать понятие о терминах: "родословие", "родословное дерево", "предшественники", "колена", "поколения", "потомки". Познакомить учащихся с названиями родственников и свойственников: тесть - теща, свекровь - свекор, зять, невестка, деверь, золовка, сватья, свояченица - свояк, шурин, сноха, мачеха, падчерица, тетя - дядя, племянники, дедушка и бабушка. Где живут дома семейные реликвии? (в шкатулке, ящике, столе, на чердаке). Понятие "мемориальный предмет". | Рисование семейного герба воспитанников. Зарисовка родословного древа. На схеме родословного дерева нарисовать рядом с именем родственника те вещи, которые сохранены в семье на память о нем. | 2 | ||
12. | 7) Как прочитать гербы? | Рассказ. | Аудитория. | Объяснить основные правила создания герба. Понятие "щит герба". Символика цвета фигур, металлических частей и поля герба. | Рисование семейного герба воспитанников. | 2 | ||
13. | 8) О чем расскажут историку найденные при раскопках монеты. Кто очистит найденную монету и какие еще бывают музейные профессии? | Рассказ. Беседа с элементами игры: "Музейные профессии". | Аудитория. | Дать понятие об одном из направлений исторической науки - нумизматике. Объяснить термины: «реверс», «аверс», «гурт», «гривна», «резаны», «куны», «нагаты», «белки», «рубль» и «полтина». Легенда о монете копейке. Пояснить названия музейных профессий: хранители фондов музея, реставраторы, художники, экспозиционеры, электрики, экскурсоводы, смотрители зала. | Работа с музейными предметами - нумизматической коллекцией музея. Работа с музейной нумизматической коллекцией. | 2 | ||
14. | 9) Тайны вислой царской печати. За что предметы попадают в музей, или что такое "предмет музейного значения?" | Рассказ. Беседа. | Аудитория. | Дать понятие о вспомогательной для историка дисциплине сфагистике - науке о печатях: знаках, удостоверяющих подлинность документа. Выявление причин, по которым предметы могут попасть в фондовое хранилище музея (древность, редкость, красота, мемориальная значимость). | Работа с пластилином. Изготовление печатей с собственным оттиском. Работа с предметами из музейного фонда. | 2 | ||
15. | 10) Почем "фунт лиха" и почему в плечах "косая сажень"? Что такое легенда предмета? | Рассказ с элементами игры. | Аудитория. | Дать понятие о вспомогательной для историка науке метрологии. Объяснить значение вышедших из употребления, но часто встречающихся в поговорках и литературе терминов ( меры длины: верста, сажень, аршин, локоть, пядь десятина; меры веса: пуд, четверть золотник). Объяснить, как составляется и используется легенда предмета (история бытования, сведения о владельце, времени и способе поступления в музей и т.д.) |
Работа с музейными предметами: кружка - 1/4 ведра; бутыль - "четверть"; плечевые весы. Работа с каталожными карточками фондов музея. | 2 | ||
16. | Повторение темы. | Викторина по пройденным темам с целью закрепления материала. | Экспозиция музея. | Дать возможность ребятам показать полученные знания путем решения различных занимательных заданий. | Работа с музейными предметами. | 2 | ||
17. | Тема: «Когда Москвы еще не было...» 1) Географическое положение Москвы и ее северо-западной окраины. |
Рассказ. | Аудитория. | Дать представление ребятам о географическом положении Москвы и Северо-Западного округа. Объяснить понятия: рельеф, речная сеть города и округа, озера и родники. | Работа с картой Москвы и округа. | 2 | ||
18. | 2) Подземные кладовые Подмосковья. Что такое коллекция? | Рассказ. Беседа. | Экспозиция музея, раздел геологии. | Познакомить ребят с основными полезными ископаемыми Москвы и Подмосковья и их использованием людьми с древних пор (известняк, глина, песок, гравий, торф). Объяснить, что коллекция - это совокупность музейных предметов (семья предметов). Объяснить значение слов: "каталог", "кляссер", "картотека". | Работа с минералогической коллекцией музея. Работа с коллекциями из музейного фонда. | 2 | ||
19. | Восстановление макета, рассказывающего о растительном и животном мире на территории древней северо-западной окраины Москвы. | Практическая работа. | Аудитория. | Сформировать навыки макетирования музейных предметов. | Работа с природным материалом. | 2 | ||
20. | Восстановление макета, рассказывающего о растительном и животном мире на территории древней северо-западной окраины Москвы. | Практическая работа. | Аудитория. | Сформировать навыки макетирования музейных предметов. | Работа с природным материалом. | 2 | ||
21 | 3) Климат Москвы и Подмосковья. Живая природа. Как оформить гербарий для экспозиции в музее? | Беседа. Показ фрагментов видеофильма "Город мой" и "Москва на все времена". |
Аудитория. | Объяснить, почему климат мегаполиса отличается от климата удаленных от него территорий. Дать ребятам представление о разнообразии животного и растительного мира города и округа. Рассказать о видовом многообразии в прежние годы и теперь. Дать практические советы для изготовления гербария. | Работа с иллюстративным материалом. Рассматривание гербария из фонда музея. | 2 | ||
22. | Тема: «Здесь начиналась Москва». 1) Первые поселенцы московского края (находки в Братцево. Стоянка в Серебряном бору и Щукино). Зачем организуется в музее вспомогательный фонд и из чего он состоит? |
Рассказ. | Аудитория. Экспозиция музея, отдел археологии. | Дать представление о жизни древних людей, живших на территории современного округа. Объяснить понятия: «доисторический период» (до изобретения письменности), «палеолит» и «неолит» ("древний" и "новый" каменный век); стоянка. Объяснить понятие "вспомогательный фонд" - часть музейного собрания, состоящая из различных научно-вспомогательных материалов. |
Работа с иллюстративным материалом, музейными предметами из археологической коллекции музея, "лентой времени" и макетом в экспозиции музея. Работа со схемами, картами и макетами, хранящимися в музейном фонде. | 2 | ||
23. | 2). Земли нашего округа во времена бронзового века. Развитие фатьяновской культуры. Могильники в Спас-Тушино и Давыдкове. Занятия фатьяновцев. Какие еще фонды могут быть организованы в музее? | Рассказ. Беседа. | Аудитория. Хранилище музея. | Объяснить понятия: "фатьяновская культура", "бронзовый век", "могильник", "солярные знаки". Объяснить понятия и значение терминов: "дуплетный ", "научно-вспомогательный", "обменный", основной фонды. | Работа с иллюстративным материалом, музейными предметами из археологической коллекции музея, "лентой времени". Работа с предметами из фондов и хранилища музея. | 2 | ||
24. | 3) Дьяковская культура раннего железного века. Город у первого поля Городище в Тушине. Занятия дьяковцев. Приручение животных и птиц. Окультуривание растений. |
Рассказ; беседа. | Аудитория. | Объяснить значение терминов: "дьяковская культура", "городище". Понятия: "оратай", соха, плуг. Объяснить цель окультуривания злаков, овощей и фруктов. Начало скотоводства и развитие в связи с ним ремесел. |
Работа с "лентой времени", иллюстративным материалом, музейными предметами из археологической коллекции музея. Работа с макетом "Первые поселения в нашем крае". |
2 | ||
25. | 4). Следы древнейших поселений на территории нашего края. Кто похоронен под курганами? Мякининский курган. Повторение темы. | Рассказ. Диалог по пройденной теме с целью закрепления полученных знаний. | Аудитория. | Объяснить понятие "курган". Выявить полноту знаний учащихся по пройденной теме. | Работа с иллюстративным материалом - картиной В.И.Семирадского "Похороны Руса". Работа с предметами из музейного фонда. | 2 | ||
26. | Тема: «Славяне в Московском крае». 1) Общественные отношения. Торговля и войны. Селище на территории деревни Алешкино. |
Беседа. | Аудитория. | Объяснить значение терминов: деревня, село, пустошь, селище, город, городище. | Работа с иллюстративным материалом: - картиной С.Иванова "Торг в стране восточных славян"; работа с "лентой времени" и макетом "Дом и двор гончара" (из вспомогательного фонда музея). | 2 | ||
27. | 2). Верования древних славян. Язычество. «Поклонись дереву». | Беседа, демонстрация слайдов. | Аудитория. | Дать понятия: язычество, "охотничьи" и "земледельческие" верования; "домашние", "лесные", "земные" духи. Дать представление о значимости дерева в жизни древнего славянина, жившего на территории средней полосы современной России. | Работа с репродукциями картин Н.Рериха "На заре истории" и С. Иванова "Христиане и язычники". Работа с "лентой времени". |
2 | ||
28. | 3) Языческие обряды и праздники, заимствованные православием. Атрибуты праздников: к Рождеству - елка и ее украшения; к Масленице - блины; березовые веточки к Троице; к Пасхе - крашеные яйца, пасочница, рушник, и т.д. |
Беседа. | Аудитория. | Дать объяснения христианским праздникам, которые наложились на древние языческие традиции: Рождество - Святки; сырная неделя - масленица; Троица - зеленые святки; день памяти Иоанна Крестителя - праздник Ивана Купалы; День памяти святого Георгия - праздник Велеса; праздник Прасковьи Пятницы - поклонение языческой богине земли. Дать объяснение понятиям "атрибуты", «традиции». | Чтение отрывков из стихтворений Ф.И.Тютчева, И.А.Бунина, А.А.Фета, С.А.Есенина, В.А.Жуковского, А.С.Пушкина. Работа с некоторыми атрибутами традиционных народных и культовых праздников из фонда музея. | 2 | ||
29. | 4) Жилище древних славян. Выбор места для строительства. Заготовка леса. Строительство дома. Крыльцо, ворота. |
Рассказ. Демонстрация слайдов А.М.Васнецова "Лубя-ной торг на Трубе в XVIII веке". |
Аудитория. | Объяснить древние названия частей дома при строительстве: сруб, клеть, охлупень, слеги, курицы, причелина, слуховое окно, волоковое окно, красное окно, сени, пакля, слюда, наличник. | Работа с репродукцией картины А.Васнецова «Двор удельного князя». Работа с макетом разборного дома. |
2 | ||
30. | 5) Интерьер дома. Символика внешнего и внутреннего оформления дома. Традиции новоселья. | Беседа с элементами игры. Показ слайдов. |
Музейная экспозиция. | Дать объяснения привычным словосочетаниям: красный угол, бабий кут, поварня, полати, скамья, лавка, стол, поставец, амбар, лучина, сундук. | Зарисовка славянских орнаментальных символов. Работа по изготовлению избушки из бумаги (развертка). |
2 | ||
31. | 6) Домашние занятия женщин, мужчин и детей в осенне-зимнее время. Посуда: от глиняной до пластмассовой. | Беседа. | Аудитория. | Объяснить глубокий смысл русской пословицы: "Готовь сани летом, а телегу -зимой". Краткая история предметов кухонного обихода. Их появление и эволюция. | Роспись (по трафарету) глиняного горшка, прялки. | 2 | ||
32. | 7) Обустройство хозяйственного двора. Мебель: от лавки до шезлонга. | Беседа. | Аудитория. | Дать понятия: крестьянский двор, хлев, амбар, птичник, баня (мыльня), ледник, сарай, конюшня, дровни, розвальни, упряжь. Краткая история мебели. Ее необходимость в жилых домах и мода, меняющаяся со временем. |
Работа по изготовлению из бумаги предметов интерьера, орнаментального (внешнего и внутреннего) убранства дома. | 2 | ||
33. | Тема: «Русские народные зимние праздники и забавы». 1) Святочная неделя. | Слушание русских народных обрядовых песен. | Музейная экспозиция. | Познакомить с "биографией" Деда Мороза, историей и традицией празднования Нового года и Рождества Христова; объяснить древние традиции святочных обрядов: ряжение, колядование, хождение с Вифлеемской звездой и маской козы и т.д. Объяснить понятие "солнцеворот". | Работа по изготовлению новогодних поздравительных открыток. | 2 | ||
34. | 2) История елочных украшений и первых рождественских и новогодних открыток. | Рассказ. | Музейная экспозиция. | Рассказать о верованиях древних славян в магическую силу вечнозеленого дерева и мольбах людей, символизируемых первыми фигурками, повешенными на ветки ели или сосны. Рассказать о символике елочных украшений советского времени. | Работа с коллекцией новогодних и рождественских открыток из фонда музея. Украшение елки в интерьере музея. |
2 | ||
35. | 3) Новогодняя викторина. | Ведение викторины. | Аудитория. | Дать возможность ребятам показать свою сообразительность в отгадывании загадок, решении шарад и кроссвордов, знании русских поговорок. | Разгадывани»е кроссвордов, шарад, отгадывание загадок и пр. | 2 | ||
36. | Работа по каникулярному плану: работа в хранилище музея, в музейной библиотеке, работа по восстановлению и изготовлению новых макетов, карт, схем для музейной экспозиции и т.д. | Объяснение поставленной задачи каждой подгруппе ребят, получивших задание. | Хранилище музея. | Дать практические знания и умения по частичной реставрации документов и предметов, хранящихся в фондах музея. | Полные или частичные реставрационные работы в фондах музея (подклейка документов, конвертов, склейка разбитых предметов). Изготовление вспомогательного материала для занятий и для новых экспозиций музея. | 2 |
37. | Участие в «Исторической гостиной». | Зал ЦДТ. | Принять участие в инсценировке, посвященной Рождеству и Новому году. | Разучивание текстов и колядок для инсценировки. | 2 | |
38. | Работа по каникулярному плану: работа в хранилище музея, в музейной библиотеке, работа по восстановлению и изготовлению новых макетов, карт, схем для музейной экспозиции и т.д. | Объяснение поставленной задачи каждой группе учащихся, получившей задание. | Хранилище музея. | Сформировать практические знания и умения по частичной реставрации документов и предметов, хранящихся в фондах музея. | Полные или частичные реставрационные работы в фондах музея (подклейка документов, конвертов, склейка разбитых предметов). Изготовление вспомогательного материала для занятий и для новых экспозиций музея. | 2 |
39. | 8) Самые необходимые в жизни профессии (деревенские и городские ремесленники). Повторение темы. | Беседа. Диалог по пройденной теме с целью закрепления материала. | Аудитория. | Дать понятия о ремеслах, необходимых и в сельской, и в городской жизни: гончарном, кожевенном, кузнечном, плотницком, колымажном, ткацком, портняжном, ювелирном, игрушечном и др. | Работа с предметами музейного фонда. | 2 |
40. | Тема: «Заглянем в бабушкин сундук, или о чем нам расскажет русский народный костюм?» 1).Женский, мужской и детский костюмы. Украшения не просто для красоты. Рассказ старого костюма. |
Беседа, демонстрация слайдов. Беседа с элементами игры. | Аудитория. Музей. | Рассказать о самобытном типе костюма, его конструктивных и декоративных особенностях, об обилии разновидностей одежды. Дать понятие о символике и названиях предметов одежды : "сорока", "кика", "кокошник", "рясны". | Работа с предметами из музейных фондов. "Шитье" одежды из бумаги для картонных кукол. Изготовление украшений-оберегов для одежды. Практическое занятие по определению символики деталей русского народного костюма. |
2 |
41. | 2) Головные уборы и обувь. «Тулуп, лапти, малахай - кто наденет - выбирай». | Беседа, демонстрация слайдов. Игра в лото "Что носили на Руси". | Аудитория. | Дать понятие о разнообразии женских и мужских (сельских и городских) головных уборов и обуви в зависимости от социального статуса человека. Первое появление валенок. Закрепить знания, полученные в ходе занятия. | Работа с предметами из музейных фондов. "Шитье" одежды из бумаги для картонных кукол | 2 |
42. | 3) «По полям, по лугам ходят шуба, да кафтан (или как рубашка в поле выросла)». (Повтор материала о приручении животных). Игра в лото "Орудия труда русского крестьянина". |
Беседа, демонстрация слайдов. Демонстрация различных материалов, пригодных для изготовления одежды. |
Аудитория. | Дать представления о торговле на Руси византийскими, итальянскими, восточными тканями и о собственных способах производства нитей, тканей, выделке кожи и меха. Рассказать об инструментах, необходимых для этой работы. Закрепить знания и зрительные образы предметов. | Работа с иллюстративным материалом и предметами музейного фонда. Предложить самостоятельно вручную спрясть нитку из шерстяной кудели. |
2 |
43. | 4) Повторение темы. | Проверочные задания. | Аудитория. | Предложить викторину и кроссворды для проверки усвоенных знаний. | Девочки работают на игрушечном (но функционирующем) ткацком станке; мальчики изготавливают башмаки для куклы. | 2 |
44. | Тема: «Русский средневековый город». 1).Боярские палаты, хоромы, дворцы и усадьбы царских вельмож. Интерьеры и убранство богатых домов. Что хранилось в ящичках туалетного столика юной боярышни? |
Беседа. | Аудитория. | Понятия: палаты - каменные строения; хоромы - большой древнерусский дом с многочисленными помещениями; "подклет" "горница", "светелка", "изразец". Краткий рассказ об истории косметики и парфюмерных принадлежностях юных девушек Средневековья. |
Работа с репродукцией картины С.А.Князькова "Боярская дума" Раскрашивание иллюстрации "интерьер боярского дома". Работа с предметами музейного фонда. |
2 |
45. | 2) Государев двор. Царский дворец. Быт царского двора. История предметов быта; материалы и их назначение. | Рассказ. Демонстрация слайдов и видеофильма. |
Аудитория. | Красное крыльцо, домовая церковь, изразцовые печи, балдахин, челобитная. Костюм русских царей и цариц. Боярский костюм, его многослойность и тяжеловесность. Значимость предметов царского быта для музейных экспозиций. | Работа с репродукцией картины С.Иванова "Великий государь, царь и самодержец всея Руси". Раскрасить иллюстрацию интерьера царского дворца. | 2 |
46. | 3). Чем освещали жилище и улицы? История осветительных приборов (от лучины до прожектора). | Беседа. | Аудитория. | Понятия: лучина, лампада, светец, свеча, факел, фонарь. Рассказ о создании музея "Огни Москвы" | Работа с предметами из музейного фонда. | 2 |
47. | 4). Мосты, плотины и причалы, улицы и площади города. Когда и где были придуманы водопровод и канализация? | Рассказ. Демонстрация слайдов и фрагмента видеофильма из серии "Москва на все времена". Рассказ-беседа. |
Аудитория. | Понятия: дренажная система, плотина, крепление бревен "в зуб", пристань, "мостовая" улица, "подол", "быки" моста. | Работа с иллюстративным материалом. | 2 |
48. | 5) Занятия горожан. Дом и двор ремесленников. Развитие декоративно-прикладного искусства на Руси. Путешествие в прошлое народных промыслов. | Беседа. | Аудитория. | Дать понятие о древних ремесленниках: кричниках, кольчужниках и ружейниках, литцах колоколов, ювелирах, портных, кожевенниках, строителях, иконописцах, стеклоделах, резчиках по кости, игрушечниках. Рассказ о селах: Жостове, Гжели, Городце, Филимонове, Богородском и других. | Работа с иллюстративным материалом. Работа с книгой-игрушкой "Москва. Исторические границы". Знакомство с предметами русских народных промыслов из фондов музея. |
2 |
49. | 6) Торговые связи и ярмарочные площади. Что мог крестьянин деревни Острогино продать на базаре и что купить у горожанина? | Беседа, демонстрация слайдов и видеофильма. | Аудитория | Объяснить словосочетание: "зарубить на носу", "пряслица". Крестьяне покупали: пряности, заморские ткани, посуду изделия из металла, игрушки, книги, ювелирные украшения и т.д. Горожане покупали: мед, пеньку, воск, птицу, зимние заготовки, корзины, бондарные изделия, телеги, колеса и т.д. |
Игра в лото "Жили-были москвичи". Работа Знакомство с некоторыми предметами из фондов музея: "нос", пряслице, игрушки, пенька, воск. Плетение корзинки из нарезанных полосок бумаги. |
2 |
50. | 7) Старая школа. Представьте себе, что вы - "однокашники" юного М.Ломоносова. | Рассказ. Беседа с элементами игры. | Аудитория. | Объяснить понятия: "церковно-приходская школа", "земская школа", "гимназия", "дворянский институт". Рассказать о Кирилле и Мефодии - создателях славянской азбуки. Дать представление о старом школьном быте и реквизите: "чернильные шарики" "стило", "кириллица", "столбец". Одежда, письменные принадлежности, расписание уроков, учебники, поощрения и наказания, форма проведения уроков. Пояснить слово "однокашники". |
Работа с репродукцией картины Б.М.Кустодиева "Школа в Московской Руси" Работа с предметами из музейного фонда. Попрактиковаться в письме последовательно: стилом, на «восковой» доске, затем на листе бумаги гусиным пером, стальным перышком, "вечным пером" и шариковой ручкой. |
2 |
51. | 8) Игрушки сельских и городских детей. "Потешный" промысел. Повторение темы | Беседа. Демонстрация некоторых народных игрушек. Викторина по пройденной теме. |
Аудитория. | Знакомство детей с игрушкой-самоделкой. Раскрыть некоторые "тайны" народных игрушек, дать представление о детской народной культуре как наследнице и хранительнице народной культуры взрослых. Познакомить с крупнейшими центрами "потешного промысла": городами Сергиев Посад и Каргополь; селами Богородское, Дымково и Филимоново. Предложить викторину и кроссворды для проверки усвоенных знаний. |
Работа с предметами музейного фонда: куклой, "голышом". Русские народные игры: "блошки", "волчки", "кубарь", "бирюльки" и др. |
2 |
52. | Тема: «Что ели на Москве? Кухонная утварь». 1) Крестьянская домашняя утварь и трапеза. |
Беседа. | Музей. | Продемонстрировать домашнюю утварь крестьянского дома. | Работа с предметами музейного фонда. | 2 |
53. | 2) Боярский стол и утварь. | Беседа, демонстрация слайдов и видеофильма. | Аудитория. | Акцентировать внимание на различиях в оформлении жилых покоев и материалов, из которых изготовлена домашняя утварь, в домах людей разного сословия. | Работа с керамическим тестом. Изготовление отдельных предметов домашней утвари. |
2 |
54. | 3) Царские пиры. Русский посольский обычай. Настольная игра " Древняя Русь. Домашняя утварь людей разных сословий ". | Беседа, демонстрация слайдов и видеофильма. | Аудитория. | Объяснить выражения: "Грановитая палата", "посольские дары"; "дворецкий", "стольник", "кравчий", "чашник"; "закон местничества" за столом. Закрепить названия старинных предметов быта: "горшок", "крынка", "корчага", "ендова", "братина", "чарка", "стопа", "ковш", "рассольник" и др. | Работа с иллюстративным материалом. | 2 |
55. | Тема: «Храмы и монастыри в жизни москвичей». 1) Как устроен православный храм? |
Рассказ. Демонстрация слайдов. | Аудитория. | Дать представление о назначении храмовых построек на Руси, о типичном расположении внутренних элементов православного храма; о символике куполов и крестов; объяснить значение слов, обозначающих элементы внутреннего убранства: алтарь, паперть, трапезная, ризница, аналой, усыпальница и др. | Работа с иллюстративным материалом. Работа по склеиванию макета храма Василия Блаженного. |
2 |
56. | 2) История храма Параскевы Пятницы; стоявшей когда-то в селе Острогино часовни во имя Александра Невского и деревянного храма Живоначальной Троицы, стоявшей в селе Троицком - Лыкове. | Рассказ - беседа, демонстрация иллюстраций и слайдов. | Аудитория. | Рассказать ребятам историю храмов, стоявших на их родной земле в XVI-XX веках, и ныне действующего храма Успения Пресвятой Богородицы. | Работа с иллюстративным материалом, с лентой времени. Работа по склеиванию макета храма Василия Блаженного | 2 |
57. | 3) Храмы - памятники на московской земле и земле Северо-Западного округа. | Рассказ - беседа, показ слайдов и фрагментов видеофильма. | Аудитория. | Рассказать о многочисленных событиях в истории города, в память о которых, по традиции, ставили храмы и часовни. | Работа с "лентой времени". Работа по склеиванию макета храма Василия Блаженного. | 2 |
58. | 4.) Сторожа средневековой Москвы. Монастыри - очаги средневековой культуры. История Спас-Тушинского монастыря. Как выглядели школьные занятия? Чем и на чем писали ученики? |
Рассказ, демонстрация слайдов | Аудитория. | Объяснить, почему именно монастыри стали центрами культуры: там писались иконы, составлялись летописи, хранились ценнейшие книги; при монастырях существовали церковно-приходские школы. | Работа с иллюстративным материалом. Работа с предметами музейного фонда. |
2 |
59. | Работа по каникулярному плану: работа в хранилище музея, в музейной библиотеке, работа по восстановлению и изготовлению макетов, карт, схем для музейной экспозиции и т.д. | Объяснение поставленной задачи каждой группе учащихся, получившей задание. | Хранилище музея. | Сформировать практические знания и умения по частичной реставрации документов и предметов, хранящихся в фондах музея. | Изготовление вспомогательного материала для занятий и для новых экспозиций музея. | 2 |
60. | Участие в "Исторической гостиной". | Зал ЦДТ. | Разучивание текста для участия в инсценировке "Исторической гостиной." | 2 | ||
61. | 5).Московские иконописцы. Повторение темы. | Рассказ, демонстрация слайдов, иллюстраций. Проверочные задания по пройденной теме. | Аудитория. | Дать представление о настенной живописи в храмах - "библии для неграмотных". Объяснить традиционное расположение росписей и их содержание. Рассказать о самых известных иконописцах: Андрее Рублеве, Феофане Греке, Дионисии и Симоне Ушакове. Дать возможность учащимся показать свои знания с помощью выполнения интересных заданий. |
Работа с "лентой времени". Работа с иллюстративным материалом. Игра: «Назови храм и найди на карте округа, где он расположен». |
2 |
62. | Тема: «Москва и Подмосковье в Петровскую эпоху -XVIIIв». 1). Реформы Петра и перемены в жизни Москвы и ближайшего Подмосковья. История первого музея в России - "Кунсткамеры". |
Рассказ. Демонстрация слайдов и фрагментов художественного фильма "Россия молодая". Рассказ. . |
Аудитория. | Пояснить, что переменилось в летоисчислении. Напомнить, что такое Юлианский календарь и почему в 1700 году Новый год отмечали дважды. Новые традиции празднования Нового года. Впервые в России: первая печатная газета "Ведомости", первая публичная библиотека, первый музей, первая светская школа, введение "Петровских ассамблей", развитие театров. Объяснить значение слова "кунсткамера". Рассказать о назначении создаваемого музея. |
Работа с "лентой времени". Работа с иллюстративным материалом. |
2 |
63. | 2).Перемены в архитектуре. Строительство нового храма в Троицком -Лыкове. Чем стеклили окна на Руси? | Рассказ, просмотр фрагментов видеофильма о храме в селе Троицком - Лыкове. Рассказ. | Аудитория. | Познакомить детей с историей семьи Нарышкиных и историей строительства храма Живоначальной Троицы в Троицком -Лыкове и Покровского собора в Филях. Понятие: стиль "нарышкинское барокко" Рассказать, из чего варили стекло прежде: песок, известняк, сода, мел. Объяснить, что такое "асбест" и "огнеупорные глины", "прокатный стан". | Работа с "лентой времени" и иллюстративным материалом. | 2 |
64. | 3). Перемены в предметах быта. История фарфоровой чашечки. | Рассказ. Демонстрация фрагментов художественного фильма "Россия молодая". |
Аудитория. | Дать представление о грандиозности перемен, произошедших в жизни патриархальной России и, особенно, об изменениях в жизни города: другие правила строительства домов в городах, иное освещение и мощение улиц; появление новых наук и иноземных специалистов; введены "бородовые знаки". Появились новые предметы быта. Расцвет мебельного производства, введение в обиход посуды фарфоровой и металлической; начало развития и становления промышленности. Рассказать об изобретателе русского фарфора Д.И.Виноградове. | Работа с "лентой времени". Работа с иллюстративным материалом из буклета музея-заповедника "Коломенское" : домик Петра I. Работа с предметами из фондов музея. |
2 |
65. | 4). Перемены в одежде горожан. Традиционная русская одежда сохранялась только в сельской местности. История курительной трубки. | Рассказ. Демонстрация фрагментов художественных фильмов: "Россия молодая" и "Табачный капитан". | Аудитория. | Пояснить значимость грандиозных перемен в манере одеваться: запрещение русского платья в придворном быту (переход на венгерское и немецкое ; иные прически, обувь, веера, манеры, косметика); сохранение старых форм одежды лишь в крестьянских и купеческих слоях; введение форменных мундиров европейского образца в армии и чиновничестве. Пояснить, что такой простой обиходный предмет имеет свою историю, связанную с историей международных отношений. | Работа с "лентой времени". Работа с иллюстративным материалом. Раскрашивание иллюстраций людей в крестьянском и городском костюмах петровского времени. Работа с предметами из фондов музея. |
2 |
66. | 5) Перемены в русской традиционной кухне. Московское застолье. 6) Повторение пройденной темы. | Беседа с элементами игры. Викторина по пройденной теме. | Аудитория. | Дать представление о том, что привычные ныне нам продукты: картофель, помидоры, баклажаны, фасоль, зеленый перец, рис, сосиски, сардельки, салаты, желе, сахар, кофе, чай, бисквитное тесто, шоколад, табак - были привезены в Россию Петром I. Предложить викторину и кроссворды для проверки усвоенных знаний. | Игра "От нашего стола - вашему столу". (Европейская кухня - русской кухне). | 2 |
67. | Тема: «Мир дворянской усадьбы в первой половине XIX века». 1) Жизнь хозяев и крестьян усадьбы села Братцево. |
Рассказ. Демонстрация фрагментов художественного фильма "Барышня-крестьянка". | Аудитория | Дать представление об устройстве жизни в усадебном доме. Ввести понятия: ампир, арап (чернокожий слуга), анфилада комнат, штоф (шелковая ткань с рисунком). Кабинет, картинная галерея, кресла, диваны, шкафы, секретеры. Столы разных видов: ломберные (для игры в карты), письменные, туалетные, обеденные. Парковая архитектура и скульптура; бюст. Дать объяснения терминам: гувернер, камердинер, лакей. |
Работа с "лентой времени". Работа с фотографиями усадьбы. Раскрасить цветными карандашами иллюстрацию интерьера гостиной дворянского дома. |
2 |
68. | 2). Костюмы: женский, мужской и детский (у господ и дворовых крестьян). | Рассказ. Демонстрация фрагментов художественного фильма "Барышня-крестьянка". |
Аудитория | Дать представления о различных видах и названиях одежды господ (боливар, цилиндр, шапокляк, чепец, ботфорты, камзол, корсет, кюлоты, ливрея, лосины) и дворовых крестьян. Рассказать о подражании французской моде и влиянии русского романтизма, о резком сословном делении русского общества и различии в костюмах. | Работа с "лентой времени" и иллюстративным материалом. | 2 |
69. | 3). Предметы быта и обихода дворянского усадебного дома. | Рассказ. Демонстрация фрагментов художественного фильма "Барышня-крестьянка". | Аудитория. | Обратить внимание на продуманность и изысканность не только интерьера дома и предметов быта, но и окружающей территории. Дать представления о предметах быта: канапе, канделябр, лорнет, пенсне, монокль, брегет. | Работа с "лентой времени". | 2 |
70. | Тема: «Мир купеческой усадьбы во второй половине XIX века». 1).Жизнь помещиков и крестьян села Троицком - Лыкове. |
Рассказ. | Аудитория. | Обратить внимание на схожесть и различие интерьеров дома, предметов быта и оформления приусадебной территории дворянской и купеческой усадеб. Влияние на интерьер, мебель и предметы быта псевдорусского стиля. Мебель М.Врубеля, В. и А Васнецовых, В. и Е.Поленовых. | Работа с "лентой времени", иллюстративным материалом и фотографиями из музейного фонда. | 2 |
71. | 2). Костюмы: женский, мужской и детский (у господ и дворовых крестьян). | Рассказ. | Аудитория. | Обратить внимание на перемены в модах за прошедшую половину XIX века. Новинки в женской, мужской и детской одежде. Изменения, произошедшие под влиянием английской моды. Проявление эмансипации в женской одежде. Объяснить термин "эмансипация". |
Работа с "лентой времени", с иллюстративным материалом и фотографиями из фонда музея. | 2 |
72. | 3) Предметы быта и обихода купеческого усадебного дома. | Рассказ. | Аудитория. | Обратить внимание детей на то, что в конце XIX века появились электричество, граммофон с пластинками, телефон, фотография, "синематограф" братьев Люмьер, "волшебный фонарь" и др. | Работа с предметами музейного фонда. | 2 |
73. | Тема: «Наука и техника в конце XIX - начале XX века». 1) Железная дорога, электрический трамвай, автомобиле- и самолетостроение. |
Рассказ | Аудитория. | Дать представление о причинах колоссального скачка в развитии науки и техники. Объяснить названия многих вышедших из употребления предметов: патефон, репродуктор (радиотарелка), телевизор КВН, линза к телевизору, первый магнитофон и др.. |
Работа с иллюстративным материалом. | 2 |
74. | 2) XX век. Радикальные перемены (и их причины) в жизни и одежде людей не только в городе, но и в деревне. | Рассказ. | Аудитория. | Пояснить, что в связи с переменой стиля жизни, увеличением населения в городе, изменением статуса многих жителей города и появлением других видов транспорта (трамвай, автобус и автомобиль) изменился стиль одежды и бытовые нормы. Объяснить значение словосочетаний: коммунальное жилье, общая кухня, места общего пользования. |
Работа с иллюстративным материалом. | 2 |
75. | 3) Разнообразие принципиально новых бытовых предметов. | Рассказ-беседа. | Аудитория. | Пояснить, что в связи с развитием технических возможностей стали очень быстро меняться предметы домашнего обихода. Объяснить значение слов: абажур, диапроектор, керосинка, примус, керогаз, дровяная колонка, дровяная печь. |
Работа с иллюстративным материалом. | 2 |
76. | 4) Разнообразие транспортных средств. | Рассказ-беседа. | Аудитория. | Пояснить, что прогресс в науке остановить невозможно и с развитием новых технологий появляются очередные технические новинки. | Работа с иллюстративным материалом. | 2 |
77. | 5) Повторение темы: | Викторина. | Аудитория. | 2 | ||
78. | Подведение итогов учебного года. Награждение. Планы на следующий учебный год. |
Аудитория. | 2 |
часть1, часть2, часть3, часть4, часть 5, часть 6, часть 7, часть 8, часть 9, часть 10