Образовательная программа «Формирование патриотизма у детей», часть4

Тематический план занятий группы I года обучения

Тема занятия Форма
занятия
Место
занятия
Цели и краткое содержание занятия Практическая часть Часы занятий
1. Вводное занятие. История коллектива "Московитяне".
Планы на учебный год. Правила поведения в ЦДТ "Строгино" и в поездках. Техника безопасности во время практических занятий и поездках. Обзорная экскурсия по экспозиции музея.
Беседа. Экскурсия. Аудитория. Музей. Познакомить новичков с историей коллектива "Московитяне", правилами поведения в ЦДТ "Строгино".
Объяснить правила поведения во время поездок по городу и в государственных музеях. Объяснить правила техники безопасности во время практических занятий в хранилище музея и в аудитории.
Во время экскурсии дать детям представление об Историко-краеведческом музее ЦДТ "Строгино"
Экскурсия в музей.     2
2. Тема: «Наследники земли московской».
Символика страны, города, округа, района.
Рассказ. Аудитория. Дать объяснение понятию "наследие". Объяснить этимологию слова "памятник". Разъяснить обязанности современников: изучать, охранять, преумножать и передавать наследие следующему поколению.
Познакомить с государственными символами: Гербом, Гимном, Флагом России. Познакомить с гербами города Москвы, Северо-Западного округа и восьми муниципальных районов, входящих в округ.
Работа с иллюстративным материалом.     2
3. Тема: «Что такое историческое краеведение и какое еще оно бывает?»
1) Краеведческие возможности нашего края.
Тематическая экскурсия по музею.
Занятие с элементами игры. Самостоятельная работа по командам. Аудитория. Дать понятие истории как науки; рассказать о том, что изучает краеведение, какое бывает краеведение (географическое, историческое, экономическое, этнографическое и т.д.).           2
4. Полуостров Строгино - край, в котором мы живем. Краеведческий музей. Какие еще бывают музеи? Диалог. Рассказ-беседа. Аудитория. Выявить знания о родном крае детей - современном Строгино. Дать представление о различных направлениях и назначениях музеев. Музей - дом муз; музеи бывают: краеведческие и исторические, военно-исторические, историко-художественные, архитектурные, мемориальные, музеи-ансамбли, музеи театра и кино, технические и отраслевые, художественные, литературные, естественнонаучные, народные и школьные. Работа с картой района Строгино.      2
5. 3) Строгино, кто твои соседи ? Чьи берега омывает Москва-река с
древнейших времен? Как возникают музеи?
Рассказ. Рассказ. Аудитория. Познакомить с географическим расположением соседних со Строгино населенных пунктов: Троицкое-Лыково, Щукино, Мякинино, Рублево, Черепково, Павшино и Хорошево. Объяснить значение слов: "коллекционер", "собиратель", "меценат", "подвижник". Работа с картой. Работа с иллюстративным материалом и музейными коллекциями.      2
6. Тема: «Ключи к тайнам истории, или науки, которые помогают историку».
1). Путешествие по реке времени. Источники изучения времени. Что такое документ?
Рассказ.
Рассказ-беседа. Диалог
Аудитория. Познакомить с понятиями: хронология - одна из вспомогательных дисциплин историка; историческое время, единицы измерения времени.
Просмотр диафильма "Как возник календарь".
Дать объяснение понятию "документ" во всем его многообразии.
Пояснить, что остановленное время можно увидеть в картине, фотографиях, окружающих нас предметах, постройках и книгах.
Работа с "лентой времени". Работа с музейными предметами.      2
7. 2). Что такое исторический источник? Почему именно подлинный предмет хранится в музее? Для чего изготовляется копия предмета или документа? Беседа. Диалог. Аудитория. Объяснить словосочетание "исторический источник". Какие бывают источники: письменные, вещественные, устное народное творчество.  Понятия  «подлинник» и «копия».
Примеры копий: театральный костюм, муляжи овощей для занятия, игрушки и т.д.
Работа с музей-ными предметами:  фронтовым письмом, ручкой "вечное перо". Прослушивание песни  Суркова "В землянке". Работа с музейными предметами.     2
8. 3). Археология - наука о древности. В какой отдел музея попадут находки археолога? Какие еще есть отделы в музее, как устроен музей? Рассказ. Диалог. Аудитория. Познакомить с тем, как археологи помогают историкам в изучении прошлого Земли. Понятия: "археология", "культурный слой", "материк", "памятник времени". Дать объяснения понятиям: "экспозиционный зал", "фонды хранения", "музейная библиотека". Мастерские реставраторов, художников, макетчиков, электриков. Работа с музейными предметами из археологического раздела.      2
9. 4) О чем рассказывает наука топонимика? Карта - один из важнейших документов времени. Рассказ. Рассказ. Аудитория. Фонды музея. Дать понятие о терминах "картография" и "топонимика" - науки о географических названиях на карте. История создания географических карт. Ребята узнают о версиях происхождения топонима "Строгино". Демонстрация музейного предмета "острога". Рассказ о картографическом отделе нашего музея. Работа с картой района Строгино.
Работа с макетом, рассказывающим об одной из версий названия района.
Раскрашивание картинки « Ловля рыбы острогой».
Работа с картами, хранящимися в фондах музея.
     2
10. 5) Как появились имена и что могут рассказать фамилии? Беседа. Аудитория. Дать понятие о терминах "антропонимика" и "ономастика"- науки о человеческих именах. Познакомить ребят со способами образования имен, отчеств и фамилий на Руси. Работа со словарем "Ономастикон".      2
11. 6). Что растет на ветках родословного дерева? Что такое семейная реликвия? Диалог. Беседа. Аудитория. Дать понятие о терминах: "родословие", "родословное дерево", "предшественники", "колена", "поколения", "потомки". Познакомить учащихся с названиями родственников и свойственников: тесть - теща, свекровь - свекор, зять, невестка, деверь, золовка, сватья, свояченица - свояк, шурин, сноха, мачеха, падчерица, тетя - дядя, племянники, дедушка и бабушка. Где живут дома семейные реликвии? (в шкатулке, ящике, столе, на чердаке).  Понятие "мемориальный предмет". Рисование семейного герба воспитанников. Зарисовка родословного древа. На схеме родословного дерева нарисовать рядом с именем родственника те вещи, которые сохранены в семье на память о нем.    2
12. 7) Как прочитать гербы? Рассказ. Аудитория. Объяснить основные правила создания герба.  Понятие "щит герба".  Символика цвета фигур, металлических частей и поля герба. Рисование семейного герба воспитанников.      2
13. 8) О чем расскажут историку найденные при раскопках монеты. Кто очистит найденную монету и какие еще бывают музейные профессии? Рассказ. Беседа с элементами игры: "Музейные профессии". Аудитория. Дать понятие об одном из направлений исторической науки - нумизматике. Объяснить термины: «реверс», «аверс», «гурт», «гривна», «резаны», «куны», «нагаты», «белки», «рубль» и «полтина». Легенда о монете копейке. Пояснить названия музейных профессий: хранители фондов музея, реставраторы, художники, экспозиционеры, электрики, экскурсоводы, смотрители зала. Работа с музейными предметами - нумизматической коллекцией музея. Работа с музейной нумизматической коллекцией.      2
14. 9) Тайны вислой царской печати. За что предметы попадают в музей, или что такое "предмет музейного значения?" Рассказ. Беседа. Аудитория. Дать понятие о вспомогательной для историка дисциплине сфагистике - науке о печатях: знаках, удостоверяющих подлинность документа. Выявление причин, по которым предметы могут попасть в фондовое хранилище музея (древность, редкость, красота, мемориальная значимость). Работа с пластилином. Изготовление печатей с собственным оттиском. Работа с предметами из музейного фонда.      2
15. 10) Почем "фунт лиха" и почему в плечах "косая сажень"? Что такое легенда предмета? Рассказ с элементами игры. Аудитория. Дать понятие о вспомогательной для историка науке метрологии. Объяснить значение вышедших из употребления, но часто встречающихся в поговорках и литературе терминов ( меры длины: верста, сажень, аршин, локоть, пядь десятина;  меры веса: пуд, четверть золотник).
Объяснить, как составляется и используется легенда предмета (история бытования, сведения о владельце, времени и способе поступления в музей и т.д.)
Работа с музейными предметами: кружка - 1/4 ведра; бутыль - "четверть"; плечевые весы. Работа с каталожными карточками фондов музея.      2
16. Повторение темы. Викторина по пройденным темам с целью закрепления материала. Экспозиция музея. Дать возможность ребятам показать полученные знания путем решения различных занимательных заданий. Работа с музейными предметами.     2
17. Тема: «Когда Москвы еще не было...»
1) Географическое положение Москвы и ее северо-западной окраины.
Рассказ. Аудитория. Дать представление ребятам о географическом положении Москвы и Северо-Западного округа. Объяснить понятия: рельеф, речная сеть города и округа, озера и родники. Работа с картой Москвы и округа.      2
18. 2) Подземные кладовые Подмосковья. Что такое коллекция? Рассказ. Беседа. Экспозиция музея, раздел геологии. Познакомить ребят с основными полезными ископаемыми Москвы и Подмосковья и их использованием людьми с древних пор (известняк, глина, песок, гравий, торф). Объяснить, что коллекция - это совокупность музейных предметов (семья предметов). Объяснить значение слов: "каталог", "кляссер", "картотека". Работа с минералогической коллекцией музея. Работа с коллекциями из музейного фонда.      2
19.  Восстановление макета, рассказывающего о растительном и животном мире на территории древней северо-западной окраины Москвы.          Практическая работа. Аудитория. Сформировать навыки макетирования музейных предметов. Работа с природным материалом.      2
20.  Восстановление макета, рассказывающего о растительном и животном мире на территории древней северо-западной окраины Москвы.           Практическая работа. Аудитория. Сформировать навыки макетирования музейных предметов. Работа с природным материалом.      2
21 3) Климат Москвы и Подмосковья. Живая природа. Как оформить гербарий для экспозиции в музее? Беседа.
Показ фрагментов видеофильма "Город мой" и "Москва на все времена".
Аудитория. Объяснить, почему климат мегаполиса отличается от климата удаленных от него территорий. Дать ребятам представление о разнообразии животного и растительного мира города и округа. Рассказать о видовом многообразии в прежние годы и теперь. Дать практические советы для изготовления гербария. Работа с иллюстративным материалом. Рассматривание гербария из фонда музея.      2
22. Тема: «Здесь начиналась Москва».
1) Первые поселенцы московского края (находки в Братцево. Стоянка в Серебряном бору и Щукино). Зачем организуется в музее вспомогательный фонд и из чего он состоит?
Рассказ. Аудитория. Экспозиция музея, отдел археологии. Дать представление о жизни древних людей, живших на территории современного округа.
Объяснить понятия: «доисторический период» (до изобретения письменности), «палеолит» и «неолит» ("древний" и "новый" каменный век); стоянка. Объяснить понятие "вспомогательный фонд" - часть музейного собрания, состоящая из различных научно-вспомогательных материалов.
Работа с иллюстративным материалом, музейными предметами из археологической коллекции музея, "лентой времени" и макетом в экспозиции музея. Работа со схемами, картами и макетами, хранящимися в музейном фонде.      2
23. 2). Земли нашего округа во времена бронзового века. Развитие фатьяновской культуры. Могильники в Спас-Тушино и Давыдкове. Занятия фатьяновцев. Какие еще фонды могут быть организованы в музее? Рассказ. Беседа. Аудитория. Хранилище музея. Объяснить понятия: "фатьяновская культура", "бронзовый век", "могильник", "солярные знаки". Объяснить понятия и значение терминов: "дуплетный ", "научно-вспомогательный", "обменный", основной фонды. Работа с иллюстративным материалом, музейными предметами из археологической коллекции музея, "лентой времени". Работа с предметами из фондов и хранилища музея.      2
24. 3) Дьяковская культура раннего железного века. Город у первого поля Городище в Тушине. Занятия дьяковцев.
Приручение животных и птиц. Окультуривание растений.
Рассказ; беседа. Аудитория. Объяснить значение терминов: "дьяковская культура", "городище".
Понятия: "оратай", соха, плуг. Объяснить цель окультуривания злаков, овощей и фруктов. Начало скотоводства и развитие в связи с ним ремесел.
Работа с "лентой времени", иллюстративным материалом, музейными предметами из археологической коллекции музея.
Работа с макетом "Первые поселения в нашем крае".
     2
25. 4). Следы древнейших поселений на территории нашего края. Кто похоронен под курганами? Мякининский курган. Повторение темы. Рассказ. Диалог по пройденной теме с целью закрепления полученных знаний. Аудитория. Объяснить понятие "курган". Выявить полноту знаний учащихся по пройденной теме. Работа с иллюстративным материалом - картиной В.И.Семирадского "Похороны Руса". Работа с предметами из музейного фонда.      2
26. Тема: «Славяне в Московском крае».
1) Общественные отношения. Торговля и войны. Селище на территории деревни Алешкино.
Беседа. Аудитория. Объяснить значение терминов: деревня, село, пустошь, селище, город, городище. Работа с иллюстративным материалом: - картиной С.Иванова "Торг в стране восточных славян"; работа с "лентой времени" и макетом "Дом и двор гончара" (из вспомогательного фонда музея).      2
27. 2). Верования древних славян. Язычество. «Поклонись дереву». Беседа, демонстрация слайдов. Аудитория. Дать понятия: язычество, "охотничьи" и "земледельческие" верования; "домашние", "лесные", "земные" духи. Дать представление о значимости дерева в жизни древнего славянина, жившего на территории средней полосы современной России. Работа с  репродукциями картин Н.Рериха "На заре истории" и
С. Иванова "Христиане и язычники". Работа с "лентой времени".
     2
28. 3) Языческие обряды и праздники, заимствованные  православием. Атрибуты праздников:
к Рождеству - елка и ее украшения; к Масленице - блины;
березовые веточки к Троице;
к Пасхе - крашеные яйца, пасочница, рушник, и т.д.
Беседа. Аудитория. Дать объяснения христианским праздникам, которые наложились на древние языческие традиции: Рождество - Святки; сырная неделя - масленица; Троица - зеленые святки; день памяти Иоанна Крестителя - праздник Ивана Купалы; День памяти святого Георгия - праздник Велеса; праздник Прасковьи Пятницы -  поклонение языческой богине земли. Дать объяснение понятиям "атрибуты", «традиции». Чтение отрывков из стихтворений Ф.И.Тютчева, И.А.Бунина, А.А.Фета, С.А.Есенина, В.А.Жуковского, А.С.Пушкина. Работа с некоторыми атрибутами традиционных народных и культовых праздников из фонда музея.      2
29. 4) Жилище древних славян. Выбор места для строительства. Заготовка леса. Строительство дома. Крыльцо, ворота.
Рассказ.
Демонстрация слайдов А.М.Васнецова "Лубя-ной торг на Трубе в XVIII веке".
Аудитория. Объяснить древние названия частей дома при строительстве: сруб, клеть, охлупень, слеги, курицы, причелина, слуховое окно, волоковое окно, красное окно, сени, пакля, слюда, наличник. Работа с репродукцией  картины А.Васнецова «Двор удельного князя».
Работа с макетом разборного дома.
     2
30. 5) Интерьер дома. Символика внешнего и внутреннего оформления дома. Традиции новоселья. Беседа с элементами игры.
Показ слайдов.
Музейная экспозиция. Дать объяснения привычным словосочетаниям: красный угол, бабий кут, поварня, полати, скамья, лавка, стол, поставец, амбар, лучина, сундук. Зарисовка славянских орнаментальных символов.
Работа по изготовлению избушки из бумаги (развертка).
     2
31. 6) Домашние занятия женщин, мужчин и детей в осенне-зимнее время. Посуда: от глиняной до пластмассовой. Беседа. Аудитория. Объяснить глубокий смысл русской пословицы: "Готовь сани летом, а телегу -зимой". Краткая история предметов  кухонного обихода. Их появление и эволюция. Роспись (по трафарету) глиняного горшка, прялки.      2
32. 7) Обустройство хозяйственного двора. Мебель: от лавки до шезлонга. Беседа. Аудитория. Дать понятия: крестьянский двор, хлев, амбар, птичник, баня (мыльня), ледник, сарай, конюшня, дровни, розвальни, упряжь.
Краткая история мебели. Ее необходимость в жилых домах и мода, меняющаяся со временем.
Работа по изготовлению из бумаги предметов интерьера, орнаментального (внешнего и внутреннего) убранства дома.      2
33. Тема: «Русские народные зимние праздники и забавы». 1) Святочная неделя. Слушание русских народных обрядовых песен. Музейная экспозиция. Познакомить с "биографией" Деда Мороза, историей и традицией празднования Нового года и Рождества Христова; объяснить древние традиции святочных обрядов: ряжение, колядование, хождение с Вифлеемской звездой и маской козы и т.д. Объяснить понятие "солнцеворот". Работа по изготовлению новогодних поздравительных открыток.      2
34. 2) История елочных украшений и первых рождественских и новогодних открыток. Рассказ. Музейная экспозиция. Рассказать о верованиях древних славян в магическую силу вечнозеленого дерева и мольбах людей, символизируемых  первыми фигурками, повешенными на ветки ели или сосны. Рассказать о символике елочных украшений советского времени. Работа с коллекцией новогодних и рождественских открыток из фонда музея.
Украшение елки в интерьере музея.
     2
35. 3) Новогодняя викторина. Ведение викторины. Аудитория. Дать возможность ребятам показать свою сообразительность в отгадывании загадок, решении шарад и кроссвордов, знании русских поговорок. Разгадывани»е кроссвордов, шарад, отгадывание загадок и пр.      2
36. Работа по каникулярному плану: работа в хранилище музея, в музейной библиотеке, работа по восстановлению и изготовлению новых макетов, карт, схем для музейной экспозиции и т.д.      Объяснение поставленной задачи каждой подгруппе ребят, получивших задание. Хранилище музея. Дать практические знания и умения по частичной реставрации документов и предметов, хранящихся в фондах музея. Полные или частичные реставрационные работы в фондах музея (подклейка документов, конвертов, склейка разбитых предметов). Изготовление вспомогательного материала для занятий и для новых экспозиций музея.      2
37. Участие в «Исторической гостиной».   Зал ЦДТ. Принять участие в инсценировке, посвященной Рождеству и Новому году. Разучивание текстов и колядок для инсценировки.      2
38. Работа по каникулярному плану: работа в хранилище музея, в музейной библиотеке, работа по восстановлению и изготовлению новых макетов, карт, схем для музейной экспозиции и т.д.      Объяснение поставленной задачи каждой группе учащихся, получившей задание. Хранилище музея. Сформировать практические знания и умения по частичной реставрации документов и предметов, хранящихся в фондах музея. Полные или частичные реставрационные работы в фондах музея (подклейка документов, конвертов, склейка разбитых предметов). Изготовление вспомогательного материала для занятий и для новых экспозиций музея.      2
39. 8) Самые необходимые в жизни профессии (деревенские и городские ремесленники). Повторение темы. Беседа. Диалог по пройденной теме с целью закрепления материала. Аудитория. Дать понятия о ремеслах, необходимых и в сельской, и в городской жизни: гончарном, кожевенном,  кузнечном, плотницком, колымажном,  ткацком, портняжном, ювелирном, игрушечном и др. Работа с предметами музейного фонда.      2
40. Тема: «Заглянем в бабушкин сундук, или о чем нам расскажет русский народный костюм?»
1).Женский, мужской и детский костюмы. Украшения не просто для красоты. Рассказ старого костюма.
Беседа, демонстрация слайдов. Беседа с элементами игры. Аудитория. Музей. Рассказать о самобытном типе костюма, его конструктивных и декоративных особенностях, об обилии разновидностей одежды. Дать понятие о символике и названиях предметов одежды : "сорока", "кика", "кокошник", "рясны". Работа с предметами из музейных фондов. "Шитье" одежды из бумаги для картонных кукол.
Изготовление украшений-оберегов для одежды. Практическое занятие по определению  символики деталей русского народного костюма.
     2
41. 2) Головные уборы и обувь. «Тулуп, лапти, малахай - кто наденет - выбирай». Беседа, демонстрация слайдов. Игра в лото "Что носили на Руси". Аудитория. Дать понятие о разнообразии женских и мужских (сельских и городских) головных уборов и обуви в зависимости от социального статуса человека. Первое появление валенок. Закрепить знания, полученные в ходе занятия. Работа с предметами из музейных фондов. "Шитье" одежды из бумаги для картонных кукол      2
42. 3) «По полям, по лугам ходят шуба, да кафтан (или как рубашка в поле выросла)».
(Повтор материала о приручении животных). Игра в лото "Орудия труда русского крестьянина".
Беседа, демонстрация слайдов.
Демонстрация различных материалов, пригодных для изготовления одежды.
Аудитория. Дать представления о торговле на Руси византийскими, итальянскими, восточными тканями и о собственных способах производства нитей, тканей, выделке кожи и меха. Рассказать об инструментах, необходимых для этой работы. Закрепить знания и зрительные образы предметов. Работа с иллюстративным материалом и предметами музейного фонда.
Предложить самостоятельно вручную спрясть нитку из шерстяной кудели.
     2
43. 4) Повторение темы. Проверочные задания. Аудитория. Предложить викторину и кроссворды для проверки усвоенных знаний. Девочки работают  на игрушечном (но функционирующем) ткацком станке; мальчики   изготавливают башмаки для куклы.      2
44. Тема: «Русский средневековый город».
 1).Боярские палаты, хоромы, дворцы и усадьбы царских вельмож.
Интерьеры и убранство богатых домов. Что хранилось в ящичках туалетного столика юной боярышни?
Беседа. Аудитория.  Понятия:
палаты - каменные строения;
хоромы - большой древнерусский дом с многочисленными помещениями; "подклет" "горница", "светелка", "изразец". Краткий рассказ об истории косметики и парфюмерных принадлежностях юных девушек Средневековья.
Работа с репродукцией  картины С.А.Князькова "Боярская дума"
Раскрашивание иллюстрации "интерьер боярского дома". Работа с предметами музейного фонда.
     2
45. 2) Государев двор. Царский дворец. Быт царского двора. История предметов быта; материалы и их назначение. Рассказ.
Демонстрация слайдов и видеофильма.
Аудитория. Красное крыльцо, домовая церковь, изразцовые печи, балдахин, челобитная. Костюм русских царей и цариц. Боярский костюм, его многослойность и тяжеловесность. Значимость предметов царского быта для  музейных экспозиций. Работа с репродукцией картины С.Иванова "Великий государь, царь и самодержец всея Руси". Раскрасить иллюстрацию интерьера царского дворца.      2
46. 3). Чем освещали жилище и улицы? История осветительных приборов (от лучины до прожектора). Беседа. Аудитория.  Понятия: лучина, лампада, светец, свеча, факел, фонарь. Рассказ о создании музея "Огни Москвы" Работа с предметами из музейного фонда.      2
47. 4). Мосты, плотины и причалы, улицы и площади города. Когда и где были придуманы водопровод и канализация? Рассказ.
Демонстрация слайдов и фрагмента видеофильма из серии "Москва на все времена".
Рассказ-беседа.
Аудитория.  Понятия: дренажная система, плотина, крепление бревен "в зуб", пристань, "мостовая" улица, "подол", "быки" моста. Работа с иллюстративным материалом.      2
48. 5) Занятия горожан. Дом и двор ремесленников. Развитие декоративно-прикладного искусства на Руси. Путешествие в прошлое народных промыслов. Беседа. Аудитория. Дать понятие о древних ремесленниках: кричниках, кольчужниках и ружейниках, литцах колоколов, ювелирах, портных, кожевенниках, строителях, иконописцах, стеклоделах, резчиках по кости, игрушечниках. Рассказ о селах: Жостове, Гжели, Городце, Филимонове, Богородском и других. Работа с иллюстративным материалом.
Работа с книгой-игрушкой "Москва. Исторические границы".
Знакомство с предметами русских народных промыслов из фондов музея.
     2
49. 6) Торговые связи и ярмарочные площади. Что мог крестьянин деревни Острогино продать на базаре и что купить у горожанина? Беседа, демонстрация слайдов и видеофильма. Аудитория Объяснить словосочетание: "зарубить на носу", "пряслица".

Крестьяне покупали: пряности, заморские ткани, посуду изделия из металла, игрушки, книги, ювелирные украшения и т.д.
Горожане покупали: мед, пеньку, воск, птицу, зимние заготовки, корзины, бондарные изделия, телеги, колеса и т.д.
Игра в лото "Жили-были москвичи".
Работа
Знакомство с некоторыми предметами из фондов музея: "нос", пряслице, игрушки, пенька, воск.
Плетение корзинки из нарезанных полосок бумаги. 
     2
50. 7) Старая школа. Представьте себе, что вы - "однокашники" юного М.Ломоносова. Рассказ. Беседа с элементами игры. Аудитория. Объяснить понятия: "церковно-приходская школа", "земская школа", "гимназия", "дворянский институт".
Рассказать о Кирилле и Мефодии - создателях славянской азбуки.
Дать представление о старом школьном быте и реквизите: "чернильные шарики" "стило", "кириллица", "столбец". Одежда, письменные принадлежности, расписание уроков, учебники, поощрения и наказания, форма проведения уроков. Пояснить слово "однокашники".
Работа с репродукцией картины Б.М.Кустодиева "Школа в Московской Руси" Работа с предметами из музейного фонда.
Попрактиковаться в письме последовательно: стилом, на «восковой» доске, затем на листе бумаги гусиным пером, стальным перышком, "вечным пером" и шариковой ручкой.
     2
51. 8) Игрушки сельских и городских детей. "Потешный" промысел. Повторение темы Беседа.
Демонстрация некоторых народных игрушек. Викторина по пройденной теме.
Аудитория.  Знакомство детей с игрушкой-самоделкой. Раскрыть некоторые "тайны" народных игрушек, дать представление о детской народной культуре как наследнице и хранительнице народной культуры взрослых.
Познакомить с крупнейшими центрами "потешного промысла": городами Сергиев Посад и Каргополь; селами Богородское, Дымково и Филимоново. Предложить викторину и  кроссворды для проверки  усвоенных знаний.
Работа с предметами музейного фонда: куклой, "голышом".
Русские народные игры: "блошки", "волчки", "кубарь", "бирюльки" и др.
     2
52. Тема: «Что ели на Москве? Кухонная утварь».
1) Крестьянская домашняя утварь и трапеза.
Беседа. Музей. Продемонстрировать домашнюю утварь крестьянского дома. Работа с предметами музейного фонда.     2
53. 2) Боярский стол и утварь. Беседа, демонстрация слайдов и видеофильма. Аудитория. Акцентировать внимание на различиях в оформлении жилых покоев и материалов, из которых изготовлена домашняя утварь, в домах людей разного сословия. Работа с керамическим тестом. Изготовление отдельных предметов домашней утвари.
     2
54. 3) Царские пиры. Русский посольский обычай. Настольная игра " Древняя Русь. Домашняя утварь людей разных сословий ". Беседа, демонстрация слайдов и видеофильма. Аудитория. Объяснить выражения: "Грановитая палата", "посольские дары"; "дворецкий", "стольник", "кравчий", "чашник"; "закон местничества" за столом. Закрепить названия старинных предметов быта: "горшок", "крынка", "корчага", "ендова", "братина", "чарка", "стопа", "ковш", "рассольник" и др. Работа с иллюстративным материалом.      2
55. Тема: «Храмы и монастыри в жизни москвичей».
1) Как устроен православный храм?
Рассказ. Демонстрация слайдов. Аудитория. Дать представление о назначении храмовых построек на Руси, о типичном расположении внутренних элементов православного храма; о символике куполов и крестов; объяснить значение слов, обозначающих элементы внутреннего убранства: алтарь, паперть, трапезная, ризница, аналой, усыпальница и др. Работа с иллюстративным материалом.
Работа по склеиванию макета храма Василия Блаженного.
     2
56. 2) История храма Параскевы Пятницы; стоявшей когда-то в селе Острогино часовни во имя Александра Невского и деревянного храма Живоначальной Троицы, стоявшей в селе Троицком - Лыкове. Рассказ - беседа, демонстрация иллюстраций и слайдов. Аудитория. Рассказать ребятам историю храмов, стоявших на их родной земле в XVI-XX веках, и ныне действующего храма Успения Пресвятой Богородицы. Работа с иллюстративным материалом, с лентой времени. Работа по склеиванию макета храма Василия Блаженного      2
57. 3) Храмы - памятники на московской земле и земле Северо-Западного округа. Рассказ - беседа, показ слайдов и фрагментов видеофильма. Аудитория. Рассказать о многочисленных событиях в истории города, в память о которых, по традиции, ставили храмы и часовни. Работа с "лентой времени". Работа по склеиванию макета храма Василия Блаженного.      2
58. 4.) Сторожа средневековой Москвы. Монастыри - очаги средневековой культуры. История Спас-Тушинского монастыря.
Как выглядели школьные занятия? Чем и на чем писали ученики?
Рассказ, демонстрация слайдов Аудитория. Объяснить, почему именно монастыри стали центрами культуры: там писались иконы, составлялись летописи, хранились ценнейшие книги; при монастырях существовали церковно-приходские школы. Работа с иллюстративным материалом.
Работа с предметами музейного фонда.
     2
59. Работа по каникулярному плану: работа в хранилище музея, в музейной библиотеке, работа по восстановлению и изготовлению макетов, карт, схем для музейной экспозиции и т.д. Объяснение поставленной задачи каждой группе учащихся, получившей задание. Хранилище музея. Сформировать практические знания и умения по частичной реставрации документов и предметов, хранящихся в фондах музея. Изготовление вспомогательного материала для занятий и для новых экспозиций музея.      2
60. Участие в "Исторической гостиной".   Зал ЦДТ.   Разучивание текста для участия в инсценировке "Исторической гостиной."      2
61. 5).Московские иконописцы. Повторение темы. Рассказ, демонстрация слайдов, иллюстраций. Проверочные задания по пройденной теме. Аудитория. Дать представление о настенной живописи в храмах - "библии для неграмотных". Объяснить традиционное расположение росписей и их содержание. Рассказать о самых известных иконописцах: Андрее Рублеве, Феофане Греке, Дионисии и Симоне Ушакове.
Дать возможность учащимся показать свои знания с помощью выполнения интересных заданий.
Работа с "лентой времени".
Работа с иллюстративным материалом. Игра: «Назови храм и найди на карте округа, где он расположен».
     2
62. Тема: «Москва и Подмосковье в Петровскую эпоху -XVIIIв».
1). Реформы Петра и перемены в жизни Москвы и ближайшего Подмосковья. История первого музея в России - "Кунсткамеры".
Рассказ.
Демонстрация слайдов и фрагментов художественного фильма "Россия молодая". Рассказ.
.
Аудитория. Пояснить, что переменилось в летоисчислении. Напомнить, что такое Юлианский календарь и почему в 1700 году Новый год отмечали дважды. Новые традиции празднования Нового года. Впервые в России: первая печатная газета "Ведомости", первая публичная библиотека, первый музей, первая светская школа, введение "Петровских ассамблей", развитие театров.
Объяснить значение слова "кунсткамера". Рассказать о назначении создаваемого музея.
Работа с "лентой времени".
Работа с иллюстративным материалом.
     2
63. 2).Перемены в архитектуре. Строительство нового храма в Троицком -Лыкове. Чем стеклили окна на Руси? Рассказ, просмотр фрагментов видеофильма о храме в селе Троицком - Лыкове. Рассказ. Аудитория. Познакомить детей с историей семьи Нарышкиных и историей строительства храма Живоначальной Троицы в Троицком -Лыкове и Покровского собора в Филях.  Понятие: стиль "нарышкинское барокко" Рассказать, из чего варили стекло прежде: песок, известняк, сода, мел. Объяснить, что такое "асбест" и "огнеупорные глины", "прокатный стан". Работа с "лентой времени" и иллюстративным материалом.      2
64. 3). Перемены в предметах быта. История фарфоровой чашечки. Рассказ.
Демонстрация фрагментов художественного фильма "Россия молодая".
Аудитория. Дать представление о грандиозности перемен, произошедших в жизни патриархальной России и, особенно, об изменениях в жизни города:  другие правила строительства домов в городах, иное освещение и мощение улиц; появление новых наук и иноземных специалистов; введены "бородовые знаки". Появились новые предметы быта. Расцвет мебельного производства, введение в обиход посуды фарфоровой и металлической; начало развития и становления промышленности. Рассказать об изобретателе русского фарфора Д.И.Виноградове. Работа с "лентой времени".
Работа с иллюстративным материалом из буклета музея-заповедника "Коломенское" : домик Петра I. Работа с предметами из фондов музея.
     2
65. 4). Перемены в одежде горожан. Традиционная русская одежда сохранялась только в сельской местности. История курительной трубки. Рассказ. Демонстрация фрагментов художественных фильмов: "Россия молодая" и "Табачный капитан". Аудитория. Пояснить значимость грандиозных перемен в манере одеваться: запрещение русского платья в придворном быту (переход на венгерское и немецкое ; иные прически, обувь, веера, манеры, косметика); сохранение старых форм одежды лишь в крестьянских и купеческих слоях; введение форменных мундиров европейского образца в армии и чиновничестве. Пояснить, что такой простой обиходный  предмет имеет свою историю, связанную с историей международных отношений. Работа с "лентой времени".
Работа с иллюстративным материалом.
Раскрашивание иллюстраций людей в крестьянском и городском костюмах петровского времени. Работа с предметами из фондов музея.
     2
66. 5) Перемены в русской традиционной кухне. Московское застолье. 6) Повторение пройденной темы. Беседа с элементами игры. Викторина по пройденной теме. Аудитория. Дать представление о том, что привычные ныне нам продукты: картофель, помидоры, баклажаны, фасоль, зеленый перец, рис, сосиски, сардельки, салаты, желе, сахар, кофе, чай, бисквитное тесто, шоколад, табак - были привезены в Россию Петром I. Предложить викторину и  кроссворды для проверки усвоенных знаний. Игра "От нашего стола - вашему столу". (Европейская кухня - русской кухне).      2
67. Тема: «Мир дворянской усадьбы в первой половине XIX века».
1) Жизнь хозяев и крестьян усадьбы села Братцево.
Рассказ. Демонстрация фрагментов художественного фильма "Барышня-крестьянка". Аудитория Дать представление об устройстве жизни в усадебном доме. Ввести понятия: ампир, арап (чернокожий слуга), анфилада комнат, штоф (шелковая ткань с рисунком). Кабинет, картинная галерея, кресла, диваны, шкафы, секретеры. Столы разных видов: ломберные (для игры в карты), письменные, туалетные, обеденные. Парковая архитектура и скульптура; бюст.
Дать объяснения терминам: гувернер, камердинер, лакей.
Работа с "лентой времени".
Работа с фотографиями усадьбы. Раскрасить цветными карандашами иллюстрацию интерьера гостиной дворянского дома.
     2
68. 2). Костюмы: женский, мужской и детский (у господ и дворовых крестьян). Рассказ.
Демонстрация фрагментов художественного фильма "Барышня-крестьянка".
Аудитория Дать представления о различных видах и названиях одежды господ (боливар, цилиндр, шапокляк, чепец, ботфорты, камзол, корсет, кюлоты, ливрея, лосины) и дворовых крестьян. Рассказать о подражании французской моде и влиянии русского романтизма, о резком сословном делении русского общества и различии в костюмах. Работа с "лентой времени" и иллюстративным материалом.      2
69. 3). Предметы быта и обихода дворянского усадебного дома. Рассказ. Демонстрация фрагментов художественного фильма "Барышня-крестьянка". Аудитория. Обратить внимание на продуманность и изысканность  не только интерьера дома и предметов быта, но и окружающей территории. Дать представления о предметах быта: канапе, канделябр, лорнет, пенсне, монокль, брегет. Работа с "лентой времени".      2
70. Тема: «Мир купеческой усадьбы во второй половине XIX века».
1).Жизнь помещиков и крестьян села Троицком - Лыкове.
Рассказ. Аудитория. Обратить внимание на схожесть и различие интерьеров дома, предметов быта и оформления приусадебной территории дворянской и купеческой усадеб. Влияние на интерьер, мебель и предметы быта псевдорусского стиля. Мебель М.Врубеля, В. и А Васнецовых, В. и Е.Поленовых. Работа с "лентой времени", иллюстративным материалом и фотографиями из музейного фонда.      2
71. 2). Костюмы: женский, мужской и детский (у господ и дворовых крестьян). Рассказ. Аудитория. Обратить внимание на перемены в модах за прошедшую половину XIX века. Новинки в женской, мужской и детской одежде. Изменения, произошедшие под влиянием английской моды. Проявление эмансипации в женской одежде.
Объяснить термин "эмансипация".
Работа с "лентой времени", с иллюстративным материалом и фотографиями из фонда музея.      2
72. 3) Предметы быта и обихода купеческого усадебного дома. Рассказ. Аудитория. Обратить внимание детей на то, что в конце XIX века появились электричество, граммофон с пластинками, телефон, фотография, "синематограф" братьев Люмьер, "волшебный фонарь" и др. Работа с предметами музейного фонда.      2
73. Тема: «Наука и техника в конце XIX - начале XX века».
1) Железная дорога, электрический трамвай, автомобиле- и самолетостроение.
Рассказ Аудитория. Дать представление о причинах колоссального скачка в развитии науки и техники.
Объяснить названия многих вышедших из употребления предметов: патефон, репродуктор (радиотарелка), телевизор КВН, линза к телевизору, первый магнитофон и др..
Работа с иллюстративным материалом.      2
74. 2) XX век. Радикальные перемены (и их причины) в жизни и одежде людей не только в городе, но и в деревне. Рассказ. Аудитория. Пояснить, что в связи с переменой стиля жизни, увеличением населения в городе, изменением статуса многих жителей города и появлением других видов транспорта (трамвай, автобус и автомобиль) изменился  стиль одежды и бытовые нормы.
Объяснить значение словосочетаний: коммунальное жилье, общая кухня, места общего пользования.
Работа с иллюстративным материалом.      2
75. 3) Разнообразие принципиально новых бытовых предметов. Рассказ-беседа. Аудитория. Пояснить, что в связи с развитием технических возможностей стали очень быстро меняться предметы домашнего обихода.
Объяснить значение слов: абажур,  диапроектор, керосинка, примус, керогаз,  дровяная колонка, дровяная печь.
Работа с иллюстративным материалом.      2
76. 4) Разнообразие транспортных средств. Рассказ-беседа. Аудитория. Пояснить, что прогресс в науке остановить невозможно и с развитием новых технологий появляются очередные технические новинки. Работа с иллюстративным материалом.      2
77. 5) Повторение темы: Викторина. Аудитория.           2
78. Подведение итогов учебного года. Награждение.
Планы на следующий учебный год.
  Аудитория.          2


часть1, часть2, часть3, часть4, часть 5, часть 6, часть 7, часть 8, часть 9, часть 10

Комментировать

    Перейти на страницу https://strogino.mskobr.ru/?strogin-ru
    Перейти на страницу https://strogino.mskobr.ru/?strogin-ru

Детские и взрослые объединения

Документы

    Перейти на страницу посвященную записи в кружки
    ОБЩЕСТВЕННЫЕ ПРИЕМНЫЕ при Межрайонном совете директоров образовательных организаций (ОО) Митино-Строгино
    онлайн-консультирование Службы практической психологии