Образовательная программа «Формирование патриотизма у детей», часть5

Экскурсии для учащихся 1-го года обучения

1. Пешеходная экскурсия вокруг полуострова Строгино вдоль течения Москвы-реки.
 Цель: познакомить с территорией и расположенными на ней географическими и истори-ческими объектами.
2. К Сходненскому ковшу - памятнику природы.
Цель: показать уникальный памятник природы и геологического прошлого родной земли.
     

3 Археологический музей города Москвы.
Цель: познакомить с археологической коллекцией музея, в которой хранятся предметы, обнаруженные учеными на территории современного Северо-Западного округа Москвы.
4. Государственный исторический музей.
Цель: познакомить ребят с сокровищницей реликвий истории и культуры нашей страны. Проиллюстрировать пройденную тему "Ключи к тайнам истории".
5. Минералогический музей имени В.И.Вернадского.
Цель: познакомить ребят с геологическим прошлым окрестностей Москвы. Проиллюстри-ровать первые два занятия темы "Когда Москвы еще не было".
6. Государственный биологический музей имени К.А.Тимирязева.
Цель: познакомить с экспозицией, рассказывающей о разнообразии животного и расти-тельного мира ближайшего Подмосковья. Проиллюстрировать третье занятия темы "Когда Мо-сквы еще не было..."
7. Музей истории города Москвы.
Цель: познакомить с экспозицией, рассказывающей о верованиях, костюмах, промыслах и традициях жизни древних славян в Московском крае; с историей становления столицы государ-ства Российского; с уникальной коллекцией исторической живописи русского художника А.М. Васнецова.
8. Государственный историко-архитектурный художественный и природно-ландшафтный музей-заповедник "Коломенское".
Цель: проиллюстрировать занятие "Интерьер дома. Символика внешнего и внутреннего оформления дома", показав ребятам интерьер Домика Петра I (XVII - XVIII в.) и множество предметов русского быта, деревянной резьбы, керамики, художественного металла, памятники русской культуры XV-XX веков.
9. Музей - квартира А.М.Васнецова (мемориальный музей).
Цель: познакомить ребят с жизнью и творчеством замечательного художника, археолога и архитектора, который многие годы жизни посвятил изучению старой Москвы. Дать практиче-ское подкрепление понятию "мемориальный музей".
10. Художественно-педагогический музей игрушки Российской академии образования (в Сергиевом Посаде).
Цель: познакомить детей с историей русской народной игрушки и "потешного промысла". Проиллюстрировать занятие "Игрушки сельских и городских детей". Пробудить желание разу-чить правила русских народных игр.
11. Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства.
Цель: познакомить ребят с богатейшими коллекциями традиционных художественных промыслов России: Палеха, Мстеры, Федоскино, Гжели; показать народные костюмы из раз-личных регионов России; домашнюю утварь, плетение из бересты, старинные самовары. Про-иллюстрировать несколько аудиторных занятий: "О чем рассказывает нам народный костюм", "Дом и двор ремесленников. Развитие декоративно-прикладного искусства на Руси", "Домаш-няя утварь".
12. Палаты в Зарядье конца XV - XVII века (Дом бояр Романовых).
Цель: проиллюстрировать занятие "Боярские палаты, хоромы, дворцы и усадьбы царских вельмож. Интерьеры и убранство богатых домов", показав интерьеры боярских палат XVII - XVIII веков и дополнив показ экспозицией подземного Археологического музея, созданного на месте проведенных на территории усадьбы раскопок.
13. Центральный музей Древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева.
Цель: проиллюстрировать тему: "Значение деятельности Храмов и монастырей в жизни селян и горожан". Познакомить ребят с древнерусским архитектурным комплексом Спасо-Андроникова монастыря с его уникальными памятниками: Спасским собором (древнейшим из белокаменных сооружений Москвы), Трапезной палатой, Архангельским храмом - усыпальни-цей рода Лопухиных. В экспозиции музея показать ребятам иконы XII - XVIII веков - шедевры мирового значения ("Спас Вседержитель", "Иоанн Предтеча", "Троица Ветхозаветная" и др.), рукописные и старопечатные книги, а также предметы церковного обихода, кресты, нагрудные иконки и многое другое.
14. Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Филях.
Цель: проиллюстрировать тему: "Москва и Подмосковье в Петровскую эпоху. Перемены в архитектуре; перемены в предметах быта". Познакомить с архитектурным комплексом храмов. Объяснить, что в одном храмовом строении возможны два престола: нижний во имя Покрова и верхний во имя Нерукотворного Образа Спасителя. Рассказать легенду посвящения верхнего храма имени Спасителя. Предложить ребятам найти сходство и отличия этой церкви от Храма Живоначальной Троицы в селе Троицком - Лыкове.
15. Оружейная палата.
Цель: познакомить ребят с экспозициями старейшего музея России, в котором хранятся уникальные коллекции русских государственных регалий; богатейшая коллекция русского, за-падноевропейского и восточного оружия XII-XIX веков; лучшее в мире собрание произведений русского ювелирного искусства XII - начала XX веков; редчайшее собрание драгоценных тка-ней XIV-XIX веков (хорошо сохранившиеся одежды высшего русского духовенства и светский костюм XVI - XX веков). Экскурсия планируется как дополнение к уже усвоенным знаниям по темам: «Государев двор. Быт царского двора», "Утварь", "Одежда" и др.
16. Музей-квартира А.С.Пушкина на Арбате. (Мемориальный отдел Государственного музея А.С.Пушкина).
Цель: проиллюстрировать тему: "Мир дворянской усадьбы (интерьер) в первой половине XIX века". Познакомить с одним из уникальных пушкинских мест в Москве.
17. Музей-усадьба А.Н. Островского (мемориальный музей).
Цель: проиллюстрировать занятие: "Мир купеческой усадьбы во второй половине XIX ве-ка". Познакомить учащихся с интерьерами и предметным миром москвичей купеческого сосло-вия. Дать представление о жизни и творчестве драматурга Александра Николаевича Островско-го, а также о судьбе его "второго родного дома" - Малого театра Москвы.
18. Политехнический музей.
Цель: познакомить с самым крупным техническим музеем страны, центром пропаганды научно-технических знаний. Дать возможность увидеть воочию многие удивительные вещи, которые придумали люди, расширяя свои познания об окружающем мире. предложить ребятам среди предметов, выставленных в экспозиционных залах, обнаружить предметы, сходные с те-ми, которые хранятся в фондах нашего музея. Дать задание дополнить "легенду" о предметах с помощью этикеток в экспозиции.
19. Теплоходная экскурсия вокруг Серебряного бора и Строгино по Москве-реке.
Цель: осмотреть со стороны реки красоты территорий, входящих в наш округ.


Прогнозируемый результат 1- го года обучения

По окончании первого года обучения ребята будут:
1. Краеведение.
• в общих чертах знать историю края, и, в этой связи, основные этапы исторического и культурного развития Москвы;
• ориентироваться во времени, в ходе исторических событий;
• ориентироваться в исторической последовательности изменений предметного мира москвичей;
• помнить названия улиц Строгино, мостов и рек, впадающих в Москву-реку, и ис-торию возникновения других водоемов;
• знать топонимику Строгино 50-х годов (улицы, овраги и другие природные объек-ты);
• помнить названия и места расположения окрестных сел, усадеб и церквей; знать имена владельцев усадеб своего края;
• уметь ориентироваться по карте;
• знать устройство деревенской избы и назначение хозяйственной утвари;
• уметь различать предметы быта по принадлежности к определенному сословию;

3. Музееведение.

• иметь первоначальное представление об устройстве любого музея и о музеях различного профиля;
• иметь четкое представление о том, что такое музейный предмет, экспонат, подлинник, копия;
• знать и отчетливо представлять типы источников и откуда они поступают.

Механизм оценки знаний

Для проверки знаний ребят на первом году обучения используются:
• словарные диктанты,
• кроссворды и ребусы,
• работа с контурными картами Строгино,
• небольшие сообщения, самостоятельно подготовленные дома по изучаемой теме.

Из опыта работы видно, что детям этого возраста больше нравятся задания игрового ха-рактера: различные лото и задания типа: "Расскажи биографию какого-либо предмета", "Разло-жи картинки по смыслу" или "Разложи иллюстрации предметов по времени их бытования", "Раскрась детали костюма и объясни, как они называются". Можно предложить рассказ по ма-кету: "Объясни, какой момент жизни славянского поселения на нем изображен".

Литература,
рекомендованная для чтения ребятам
в 1-й год обучения

1. Аристова В.В. Икона. М. : Росмэн, 2002 .
2. Богданов В.В., Попов С.Н. История обыкновенных вещей.  М.: Педагогика-Пресс, 1992 .
3. Виноградова Н.Ф., Ворожейкина Н.И. Наша Родина в прошлом. Беседы по истории России. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2001.
4. Еремина Т.С. Предания о русских иконах.  М., 1988.
5. Забылин М. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. М., 1980.
6. Иностранцы о древней Москве. / Составитель Сухман М.М.  М., 1991.
7. Калашников В.И. Славянская мифология.  М.: Белый город, 2001.
8. Калашников В.И. Боги древних славян. М.: Белый город, 2001.
9. Кейсаров А.С., Глинка Г.А., Рыбаков Б.А. Мифы древних славян. Саратов, 1993.
10. Клиентов А.Е. Народные промыслы.  М.: Белый город, 2002.
11. Кондратьев И.К. Седая старина Москвы. М., 1983 .
12 . Кудряшов К., Яновский А. Москва в далеком прошлом. М., 1962.
13. Лупоядова Л.Ю., Лупоядов В.Н. В гостях у истории.  М. : Русич, 2000.
14. Нуждина Т.Д. Чудо - всюду: мир вещей и машин.  Ярославль: Академия развития, 1998.
15. Овсянников Ю. Рассказы об архитектуре. М., 1984.
16. Орлова Н. История вещей. Детская энциклопедия. М.: АСТ, 1998.
17. Осетров Е.И. Твой Кремль. М., 1980.
18. Осетров Е.И. Живая древняя Русь.  М., 1984.
19. Петрухин В.Я. Древняя Русь. М.: Слово, 2001.
20. Петрухин В.Я. Славяне. М. : Росмэн,1999.
21. Рабинович М.Г. Из жизни древней Москвы. М., 1961..
22. Рогов А. Как строили на Руси. М.: Центр Детской книги, 1997.
23. Шуклин В. Мифы русского народа.  Екатеринбург, 1995.

часть1, часть2, часть3, часть4, часть 5, часть 6, часть 7, часть 8, часть 9, часть 10

Комментировать

    Перейти на страницу посвященную записи в кружки
    Перейти на страницу https://strogino.mskobr.ru/?strogin-ru

Детские объединения

Документы

    ОБЩЕСТВЕННЫЕ ПРИЕМНЫЕ при Межрайонном совете директоров образовательных организаций (ОО) Митино-Строгино
    Задать вопрос администрации или руководителям коллективов и студий ЦДТ-СТРОГИНО
    онлайн-консультирование Службы практической психологии