Учебно-тематический план занятий группы 2-го года обучения
№ | Тема занятия | Форма занятия | Место занятия |
Цели и краткое содержание занятия | Практическая часть | Часы занятий |
1. | Вводное занятие. История коллектива "Московитяне". Планы на учебный год. Правила поведения в ЦДТ "Строгино" и в поездках. Техника безопасности во время практических занятий и поездок. Экскурсия по музею. |
Беседа. Экскурсия. | Аудитория. Музей. | Познакомить новичков с историей коллектива "Московитяне", правилами поведения в ЦДТ "Строгино". Объяснить правила поведения во время поездок по городу и посещений государственных музеев. Объяснить правила техники безопасности во время практических занятий в хранилище музея и в аудитории. Во время экскурсии дать детям информацию о результатах летней поисковой работы и новых находках, представленных в музее. |
Экскурсия в музей. | 3 |
2. | Тема: «Москва - столица России. Символы страны, города и округа». | Рассказ. | Аудитория. | Знакомство с государственными символами: Гербом, Гимном, Флагом России, Москвы, округа и муниципального района. | Работа с иллюстративным материалом. | 3 |
3. | Тема: «История краеведения». 1). Краеведение в России в XI-XVIII веках. Музееведение. Тема: «История музейного дела». 1) Первые музеи мира. |
Рассказ. Демонстрация портретов. | Аудитория. | Познакомить воспитанников с деятельностью и трудами С.У.Ремизова, В.Н.Татищева, М.В.Ломоносова. Дать понятие об истории происхождения термина "музей". Рассказать о философе Платоне и его храме муз "Мусейон". Девять муз - жительниц храма: Калиопа, Эрато, Эвтерпа, Клио, Талия, Мельпомена, Полигимния, Терпсихора, Урания. Рассказать о восьмом чуде света -"Александрийском мусейоне" (Александрийской библиотеке). |
Работа с иллюстративным материалом. Работа с иллюстративным материалом. | 2 1 |
4. | 2) Знатоки московской старины. Музееведение. 2)Первые музеи России. |
Рассказ. Демонстрация портретов. |
Аудитория. | Кратко познакомить с деятельностью Н.М.Карамзина, С.М.Соловьева, И.Е..Забелина. Рассказать об истории и целях создания общедоступных музеев: "Кунсткамеры" (1714 г.), Оружейной палаты (1806 г.), Румянцевского музея (1862 г.). |
Работа с иллюстративным материалом. | 2 1 |
5. | 3) Московские бытописатели и первые фотожурналисты Москвы. Музееведение. 3) Знаменитые коллекционеры, меценаты, благотворители. |
Рассказ. Демонстрация портретов. | Аудитория. | Кратко познакомить с деятельностью и трудами: В.А.Гиляровского, И.П.Павлова - создателей первой энциклопедии Москвы. Кратко познакомить с деятельностью Н.Б.Юсупова, К.Т.Солдатенкова, Н.П.Румянцева, А.П. и А.А.Бахрушиных, П.М.Третьякова. |
Работа с иллюстративным материалом. | 2 1 |
6. | 4) Краеведы Советского времени. Музееведение. 4) Естественнонаучные коллекции. |
Рассказ. Демонстрация портретов. | Аудитория. | Кратко познакомить с деятельностью и трудами: Д.Н. Анучина, А.В.Богушинского, В.В.Богданова, С.Ф.Ольденбурга, А.С.Ферсмана, Л.С. Берга и других. 1929 г. - разгром краеведческого движения. Познакомить учащихся с историей создания Московского палеонтологического музея им. Ю.А.Орлова, минералогического музея им. А.Е.Ферсмана и Государственного биологического музея им. К.А.Тимерязева. | Работа с иллюстративным материалом. | 2 1 |
7. | Тема: «Здесь начиналась Москва. Древнейшие поселения московского края». 1)Новые археологические находки на территории округа. Музееведение. 5) История создания Государственного исторического музея. |
Рассказ. Просмотр фрагментов видеофильма "Исторический музей". | Аудитория. | Дать представление о новых археологических находках, обнаруженных на территории деревни Мякинино и Алешкинского леса. Дать представление об основании Исторического музея в 1872 г., об истории его строительства, архитекторах и художниках, его оформивших. Рассказать о девяти музеях исторического профиля, входящих в состав объединения. | Работа с археологической коллекцией музея. Работа с иллюстративным материалом. | 2 1 |
8. | 2) Села и деревни в XIII - начале XIV века. Музееведение . Тема: «Основное назначение музеев». 1) Документирование истории. |
Рассказ. | Аудитория. | Работая с картой: проследить постепенное возникновение поселений на территории родного края и их принадлежность определенному лицу или учреждению. Пояснить, что одна из социальных функций музея - целенаправленное отражение в музейном собрании (с помощью музейных предметов и документов) тех исторических процессов в обществе, которые изучает музей. | Работа с картой - схемой округа. | 2 1 |
9. | 3) Села и деревни в XIV - начале XV века. Музееведение. 2) Исследовательская деятельность. |
Рассказ. | Аудитория. | Работая с картой, проследить постепенное возникновение селений на территории родного края и их принадлежность определенному лицу или учреждению. Пояснить, что процесс выработки научных знаний - основная форма изучения объекта музееведения. | Работа с картой. | 3 |
10. | 4) Села и деревни в XV - начале XVI века. Музееведение. 3) Охранная деятельность. |
Рассказ. | Аудитория. | Работая с картой, проследить постепенное возникновение селений на территории родного края и их принадлежность определенному лицу или учреждению. Пояснить, что коллекции в государственных музеях находятся под особой охраной, которая достигается системой мероприятий, обеспечивающих сохранность фондов. | Работа с картой. | 2 1 |
11. | 5) Села и деревни в XVII - XVIII века. Музееведение. 4) Образовательно-воспитательная деятельность. |
Рассказ. | Аудитория. | Работая с картой, проследить постепенное возникновение селений на территории родного края и их принадлежность определенному лицу или учреждению. Пояснить, что одна из основных функций музея - целенаправленная передача знаний, формирование мировоззрения; идейно-нравственное, интернациональное и эстетическое воспитание. | Работа с картой-схемой округа XVIII века. | 2 1 |
12. | Практическая работа по заданию музея. | Практические работы. | Экспозиция музея. Хранилище музея. | Дать возможность самостоятельно выполнить задания сотрудников музея по частичной, а возможно и полной реставрации предметов музейного значения. Изготовление «новоделов», макетов, пособий. | 3 | |
13. | Практическая работа по заданию музея. | Практические работы. | Экспозиция музея. Хранилище музея. | Дать возможность самостоятельно выполнить задания сотрудников музея по частичной, а возможно и полной реставрации предметов музейного значения. Изготовление «новоделов», макетов, пособий. | 3 | |
14. | Тема: «Годы смуты на северо-западной окраине Москвы». 1)Россия на рубеже XVI - XVII веков. Смутное время. Музееведение. Тема: «Классификация музеев по профилям». 1) Исторические музеи. |
Рассказ. Демонстрация фрагментов х/ф "Минин и Пожарский". |
Аудитория. | Познакомить учащихся с историческими событиями, происходившими на земле родного края. Пояснить, что исторические музеи - профильная группа музеев, собрания которых документируют историю развития человеческого общества. Дать представление о подразделениях этой группы музеев. | Работа с картой. Работа с иллюстративным материалом. |
2 1 |
15. | 2) «Тушинский вор». Музееведение. 2) Этнографические музеи. |
Рассказ. Демонстрация фрагментов х/ф "Минин и Пожарский". |
Аудитория. | Познакомить воспитанников с историческими событиями, происходившими непосредственно на земле родного края. Пояснить, что этнографические музеи - музеи исторического профиля, собрания которых документируют историю, особенности культуры и быта различных народов. Дать представление о подразделениях этой группы музеев. | Работа с картой. Определение расположения лагеря «Тушинского вора» и "Цариковой горки". Работа с иллюстративным материалом. Работа с иллюстративным материалом. |
2 1 |
16. | 3) История образования села Троицкое-Лыково. Б.М.Лыков - участник событий "смутного времени". Музееведение. 3) Художественные музеи. |
Рассказ. Демонстрация иллюстративного материала и фрагментов видеофильма "Строгино". |
Аудитория. | Познакомить учащихся с историческими событиями, происходившими непосредственно на земле родного края. Пояснить, что художественные музеи - это профильная группа музеев, собрания которых включают художественные произведения и отражают историю развития изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Дать представление о подразделениях этой группы музеев. | Работа с иллюстративным материалом. Заслушивание сообщения об этом времени члена исследовательской группы. | 2 1 |
17 | Тема: «Петровское время и земли села Троицкое-Лыково». 1)Нарышкины - новые хозяева казенных земель. Музееведение. 4) Технические музеи. |
Рассказ. Демонстрация фрагментов х/ф "Россия молодая". | Аудитория. | Дать представление о грандиозных переменах в русской архитектуре, культуре (литература, театр, науки) и в быту. Пояснить, что технические музеи - это профильная группа музеев, собрания которых документируют историю развития техники. Дать представление о подразделениях этой группы музеев. | Работа с иллюстративным материалом. | 2 1 |
18.. | 2) Екатерина Ивановна Нарышкина и Кирилл Григорьевич Разумовский - новые владельцы Троицкое-Лыково. Музееведение. 5) Естественнонаучные музеи. |
Рассказ. Демонстрация фрагментов документального видеофильма. |
Аудитория. | Рассказать об удивительной судьбе К.Г.Разумовского и значимости его деятельности в российской истории. Пояснить, что естественнонаучные музеи - это профильная группа музеев, собрания которых документируют процессы, происходящие в природе, взаимодействие природы и общества, а также историю развития естественнонаучных дисциплин. Дать представление о подразделениях этой группы музеев. | Работа с иллюстративным материалом. | 2 1 |
19. | Тема: «Гроза 1812 г.». 1) Москва и ближайшее Подмосковье в предвоенные годы. Музееведение. 6) Литературные музеи. |
Рассказ. Демонстрация фрагментов х/ф. "Война и мир". | Аудитория. | Дать представление о событиях, произошедших непосредственно на родной для школьников земле и об опасности, грозившей не только Москве, но и всей России. Пояснить, что литературные музеи - это профильная группа музеев, собрания которых документируют историю и современное развитие литературы. Дать представление о подразделениях этой группы музеев. | Работа с картами и иллюстративным материалом. | 2 1 |
20. | 2) Наполеоновские войска в Москве и в селах родного края. А.С.Фигнер - герой войны 1812 г. Музееведение. 7) Музеи-заповедники. |
Рассказ. Демонстрация фрагментов х/ф. "Война и мир". | Аудитория. | Дать представление о масштабах беды, пришедшей на северо-западную окраину Москвы с наполеоновскими войсками. Пояснить, что историко-культурные музеи-заповедники -это музеи, созданные на основе комплексов, ансамблей и отдельных памятников истории и культуры. Ввиду особой исторической, научной и художественной ценности этих памятников, решением Правительства они объявлены историко-культурными заповедниками. Профиль музея-заповедника определяется в зависимости от характера памятников. | Работа с картами и иллюстративным материалом. | 2 1 |
21. | 3) Москва в памятниках о войне 1812 г. Повторение пройденной темы. Музееведение. 8) Мемориальные музеи. |
Рассказ. Демонстрация фрагментов документального видеофильма. "Москва на все времена". | Аудитория. | Рассказать о малоизвестных для учащихся архитектурных и скульптурных памятниках Москвы, возведенных в память о событиях войны с Наполеоном. Провести викторину по пройденной теме с целью проверки степени усвоенного материала Пояснить, что мемориальные музеи - музеи, созданные в память о выдающемся событии или лице, расположенные на памятном месте или в памятном здании (музей-усадьба, дом-музей, музей-квартира) - сохраняют или воссоздают по документам мемориальную обстановку. Профиль такого музея определяется содержанием событий или характером деятельности человека, которому он посвящен. | Работа с картой Москвы и с иллюстративным материалом. | 2 1 |
22. | Тема: «Москва послепожарная». 1)Архитектура, интерьеры домов, мода. Музееведение. 9) Отраслевые музеи. |
Рассказ. Демонстрация фрагментов документального фильма из серии "Москва на все времена". |
Аудитория. | Дать представление о значительных переменах в архитектурном облике Москвы. Пояснить, что отраслевые музеи - это музеи, профиль которых определяется связью с конкретной областью (или отраслью) производственной деятельности. Как правило, представляют собой ведомственные музеи. Например: Музей 2-го часового завода. | Работа с иллюстративным материалом. | 2 1 |
23. | 2) Дворянский век. Генерал-лейтенант Н.А.Бутурлин. Музееведение. 10) Народные и школьные музеи. |
Рассказ. | Аудитория. | Дать представление о времени на примере биографии одного человека. Пояснить, что "народный"-звание, присваиваемое местными органами власти музею на основании специально разработанных критериев деятельности музея и при наличии условий для хранения и экспонирования музейных собраний. Школьные музеи - музеи, созданные в школах и внешкольных учреждениях. Комплектование, учет, хранение и использование собраний музея осуществляется в соответствии с учебно-воспитательными задачами учреждения. |
Работа с иллюстративным материалом. Задание: расположить на контурной карте округа "дворянские гнезда". |
2 1 |
24. | 3) Жизнь дворянской усадьбы (Братцево и Покровское - Стрешнево). Музееведение. Тема: «Комплектование музейного фонда».
|
Рассказ. Демонстрация фрагментов х/ф "Барышня-крестьянка". | Аудитория. | Познакомить учащихся с историей возникновения и традициями "дворянских гнезд". Пояснить, что музейный предмет - это памятник истории и культуры, изъятый из среды бытования и прошедший все стадии научной обработки, а затем включенный в состав музейного собрания. | Работа с иллюстративным материалом. | 2 1 |
25. | 4) Преобразования в жизни Строгино и окружающих сел. Музееведение. 2) Источники поступления и комплектование музейных предметов. |
Аудитория. | Познакомить с возникающими в окружающих селах мастерскими и артелями. Пояснить, что источником поступления и комплектования музейных предметов, может быть лицо, организация или учреждение, которые предоставили музею принадлежащие им предметы музейного значения. | Работа с картой округа. Задание: расположить на контурных картах округа населенные пункты с вновь образованными артелями и мастерскими. |
2 1 | |
26. | Тема: «Языческие корни христианских новогодних обрядов». 1)История встречи Нового года (обычай ставить елку и традиция украшения елки). | Рассказ. Просмотр фрагментов видеофильма "Москва Рождественская" из серии "Москва на все времена". |
Аудитория. | Объяснить смысловое значение легенд и мифов о традиции установки и украшения зеленой елочки. Вспомнить легенду о рождении Христа. Рассказать о московских праздниках и праздничных базарах. |
Изготовить самостоятельно поздравительные новогодние открытки. | 3 |
27. | 2)"Биография Деда Мороза" и символика елочных украшений. | Рассказ. | Аудитория. | Рассказать о восточнославянских корнях образа "мороза" и о его превращении в Деда Мороза, прообразом которого является святой Николай-Чудотворец. Рассказать о вере древних людей в магию дерева, в то, что в деревьях живут духи плодородия, от которых зависит урожай. Вера, что ель - "мировое дерево" - символ самой жизни. Повесть о стеклодувах города Зальцбурга, придумавших первые стеклянные украшения. | Изготовить самостоятельно новогодние поздравительные открытки и елочные украшения. | 3 |
28 | Работа по каникулярному плану ЦДТ "Строгино". Практическая работа по заданию музея. | Работа по каникулярному плану ЦДТ "Строгино". | Дать возможность воспитанникам самостоятельно выполнить задания сотрудников музея по частичной, а возможно и полной реставрации предметов музейного значения. Изготовление «новоделов», макетов, пособий. | 3 | ||
29. | Работа по каникулярному плану ЦДТ "Строгино". Практическая работа по заданию музея. | Работа по каникулярному плану ЦДТ "Строгино". | Дать возможность учащимся самостоятельно выполнить задания сотрудников музея по частичной, а возможно и полной реставрации предметов музейного значения. Изготовление «новоделов», макетов, пособий. | 3 | ||
30. | Работа по каникулярному плану ЦДТ "Строгино". Практическая работа по заданию музея | Работа по каникулярному плану ЦДТ "Строгино". | Дать возможность воспитанникам самостоятельно выполнить задания сотрудников музея по частичной, а возможно и полной реставрации предметов музейного значения. Изготовление «новоделов», макетов, пособий. | 3 | ||
31. | Тема: «Москва купеческая и первые заводы северо-западной окраины». 1)Мануфактуры на территории современного СЗАО. Музееведение. 3) Общеисторические исследования предметов во время комплектования. |
Рассказ. Рассказ. | Аудитория. Аудитория. | Дать представление о развитии малых производств на территории современного СЗАО. Рассказать о хозяевах предприятий, условиях труда и жизни рабочих. Пояснить, что историческая ценность музейного предмета - это значимость предмета как памятника истории, определяемая его связью с историческими событиями и процессами. | Работа с картой. Нанесение на контурную карту первых мануфактур, появившихся на территории современного СЗАО. |
2 1 |
32. | 2) Купеческий род Карзинкиных. Их вклад в развитие своей подмосковной усадьбы. Участие семьи Карзинкиных в жизни Москвы. Музееведение. 4) Планирование комплектования музейных фондов. |
Рассказ. | Аудитория. | Рассказ о большой купеческой семье Карзинкиных, о производствах, магазинах, гостиницах и доходных домах в Москве, которыми владела эта семья. Об участии купцов в создании приютов, богаделен, домов бесплатных и дешевых квартир, больниц и училищ для детей, малоимущих и т.д. Пояснить, что план комплектования - это документ, раскрывающий тематику комплектования музейных фондов с указанием районов, источников и объектов комплектования. План может быть долгосрочным, пятилетним, текущим и годовым. | 2 1 | |
33. | 3) Жизнь села Троицкое-Лыково и окружающих деревень в годы владения усадьбы Карзинкиными. Музееведение. 5)Необходимость создания вспомогательного фонда. |
Рассказ. | Аудитория. | Рассказать о переменах в городе и окрестностях, которые стали результатом деятельности семьи Карзинкиных: реставрация храмов, организация амбулатории для прихожан, постройка школы в Строгино, организация женской общины в Троицком-Лыкове и многое другое. Пояснить, что научно-вспомогательный фонд - часть музейного собрания, состоящая из различных научно-вспомогательных материалов, собранных или созданных музеем для стационарной экспозиции и различных выставок. | Работа с иллюстративным и фотоматериалом из фондов музея. | 2 1 |
34. | 4) Гости усадьбы Карзинкиных в селе Троицкое-Лыково. Музееведение. 6) Назначение в музее дублетного и обменного фондов. |
Рассказ. | Аудитория. | Дать представление о круге общения купеческой семьи Карзинкиных: братья Васнецовы, Третьяковы, Бахрушины, Ф.И.Шаляпин, С.И.Мамонтов, К.С.Станиславский и многие другие. Пояснить, что дублетный фонд формируется в составе основного или вспомогательного фондов в целях обеспечения сохранности и наиболее рационального использования единичных экземпляров музейных предметов и создания обменного фонда. Обменный фонд создается для обмена и передачи экспонатов другим музеям. | Работа с иллюстративным и фотоматериалом из фондов музея. | 2 1 |
35. | Тема: «Православный северо-запад».. 1)Храмы-памятники и часовни. Местные чтимые иконы и праздники. Музееведение. Тема: «Методика изучения музейных предметов». 1) Что такое атрибуция музейного предмета? |
Рассказ. | Аудитория. | Дать представление о храме не только как о культовом сооружении, но и как о памятнике в честь какого-то важного события, произошедшего в жизни человека, семьи или всей страны. Пояснить, что храм - памятник архитектуры и искусства своего времени. Объяснить, что атрибуция музейного предмета - это выявление основных признаков, определяющих название, назначение, устройство, материал, размер, технику изготовления, авторство, хронологию и географию создания и бытования предмета. Атрибуция устанавливает связь музейного предмета с историческими событиями или лицами. Расшифровываются надписи, клейма, марки и другие знаки, нанесенные на предмет. Определяется степень сохранности предмета и описываются его повреждения. | Работа с иллюстративным и фотоматериалом из фондов музея. Работа по атрибутированию предметов музейного фонда. | 2 1 |
36. | 2) История 3-х храмов в селе Троицком-Лыкове. Музееведение. 2) Классификация музейных предметов. |
Рассказ-беседа. | Аудитория. | Дать историческую справку о событиях, предвосхитивших постройку данных храмов, о заказчиках, об архитекторах, возводивших эти сооружения. Пояснить, что классификация музейных предметов - система научной организации музейных предметов, основанная на логическом разделении предметов по наиболее существенным признакам. | Работа с иллюстративным и фотоматериалом из фондов музея. Задание: нанести на контурную карту места расположения храмов. |
2 1 |
37. | 3) История Спасо-Преображенского монастыря в Спас-Тушине и храма Преображения в Тушине. Музееведение. Тема: «Учет и учетная документация фондов». 1) КП - книга поступления новых предметов. |
Рассказ. | Аудитория. | Дать историческую справку о событиях, предвосхитивших постройку данных храмов, о заказчиках, об архитекторах, возводивших эти сооружения. | Работа с иллюстративным и фотоматериалом из фондов музея. Задание: нанести на контурную карту места расположения храмов. |
2 1 |
38. | 4) Храмы Покрова Пресвятой Богородицы в Братцеве и Покровском-Стрешневе. Музееведение. 2) Акт приема. |
Рассказ. | Аудитория. | Дать историческую справку о событиях, предвосхитивших постройку данных храмов, о заказчиках, об архитекторах, возводивших эти сооружения. Пояснить, что акт приема является юридическим документом, удостоверяющим факт приема представителем музея предмета музейного значения от его владельца с целью включения в фонды музея на постоянное или временное хранение. | Работа с иллюстративным и фотоматериалом из фондов музея. Задание: нанести на контурную карту места расположения храмов. |
2 1 |
39. | 5) История храма Владимирской Божьей матери и часовни в память семьи Захарьиных в Куркино. Музееведение. 3) Научная инвентаризация музейных предметов. |
Рассказ. | Аудитория. | Дать историческую справку о событиях, предвосхитивших постройку данных храмов, о заказчиках, об архитекторах, возводивших эти сооружения. Пояснить, что научная инвентаризация предметов - вторая стадия учета основного фонда, на которой фиксируются результаты изучения музейных предметов с целью юридического закрепления предметов за определенной музейной коллекцией и охраны научных данных о предмете. | Работа с иллюстративным и фотоматериалом из фондов музея. Задание: нанести на контурную карту места расположения храмов. |
2 1 |
40. | 6) Храм иконы Божьей матери - Скоропослушницы (солдатская церковь). Музееведение. 4) Нанесение на предмет учетных обозначений. |
Рассказ. | Аудитория. | Дать историческую справку о событиях, предвосхитивших постройку данных храмов, о заказчиках, об архитекторах, возводивших эти сооружения. Пояснить, что шифр - это сокращенное наименование музея, в котором хранится музейный предмет или научно-вспомогательный материал. Шифр является составной частью учетного обозначения, наносимого на каждую единицу учета в соответствии с требованиями действующих инструкций по учету и хранению музейных ценностей. | Работа с иллюстративным и фотоматериалом из фондов музея. Задание: нанести на контурную карту места расположения храмов. Работа по шифрованию предметов из фондов музея. |
2 1 |
41. | 7) Храм Рождества Христова в Митино и часовня на мемориальном кладбище. Музееведение. 5) Выдача предметов из музея и движение предметов внутри музея. |
Рассказ. | Аудитория. | Дать историческую справку о событиях, предвосхитивших постройку данных храмов, о заказчиках, об архитекторах, возводивших эти сооружения. Пояснить, что для выдачи предмета из музея составляется акт выдачи - юридический документ, удостоверяющий факт выдачи предмета или научно-вспомогательных материалов из фондов музея на постоянное или временное пользование. Акт внутренней передачи - юридический документ, фиксирующий факт перемещения музейных предметов или научно-вспомогательных материалов в пределах музея. |
Работа с иллюстративным и фотоматериалом из фондов музея. Задание: нанести на контурную карту места расположения храмов. |
2 1 |
42. | Тема: «Переломные годы первой трети XX века». 1) Москва - центр первой русской революции. Музееведение. 6) Каталог музейных коллекций. |
Рассказ. | Аудитория. | Дать представление о тревожных событиях, происходивших в первые годы XX века. Коронация Николая II, трагедия на Ходынке, создание в Москве "Общества рабочих механического производства" и "Общества московских ткачей". Террорист И.П.Каляев. Всероссийская забастовка железнодорожников. Манифест о даровании населению свобод и создании Государственной думы. Баррикады в Москве. | Работа с иллюстративным материалом. | 2 1 |
43. | 2) Революционные события и забастовочное движение на фабриках и заводах северо-запада Подмосковья. Музееведение. 7) Книга временных поступлений. |
Рассказ. | Аудитория. | Показать революционные события на северо-западе Подмосковья как часть общероссийского революционного процесса. Фабрика И.Н.Сувирова и завод "Проводник Тушино" - инициаторы первой волны забастовочного движения. Борьба за права рабочих после первой российской революции. Строительство радиостанции на Ходынском поле. Пояснить, что книга временных поступлений - юридический документ учета (регистрации) музейных предметов и научно-вспомогательных материалов, принятых в фонды музея на временное хранение. |
Работа с иллюстративным материалом. | 2 1 |
44. | 3) Объединение разрозненных очагов революционного рабочего движения Подмосковья и их преобразование в органы новой власти. Музееведение. 8) Инвентарная книга. |
Рассказ. | Аудитория. | Дать представление об организации Тушино-Гучковского Совета рабочих и солдатских депутатов как одного из первых объединений фабрично-заводских комитетов и советов в единую систему новых советских властных органов. Пояснить, что инвентарная книга - юридический документ, фиксирующий результаты изучения музейного предмета на второй ступени учета. | Работа с иллюстративным материалом. | 2 1 |
45 | 4) В.И.Ленин - тайный житель усадьбы Карзинкиных. Музееведение. 9) Книга поступлений научно-вспомогательного фонда. |
Рассказ. | Аудитория. | Рассказать об одной из малоизвестных страниц жизни В.И.Ленина в первые годы советской власти. Жизнь в доме Карзинкиных. Работа над "Письмом к Съезду". Пояснить, что книга поступлений научно-вспомогательного фонда - основной юридический документ учета (регистрации) материалов научно-вспомогательного фонда. |
Работа с иллюстративным и фотоматериалом. | 2 1 |
46. | Тема: «Москва и Подмосковье в 20-е - 30-е годы XX века». 1)Туркменский "Дом просвещения". Музееведение. 10) Книга поступления музейных предметов на реставрацию. |
Рассказ. | Аудитория. | Рассказать о роли туркменского «Дома просвещения» в селе Троицкое-Лыково как о новой школе кадров для входящей в СССР Туркмении. Хан Иомудский - организация новой школы. Жизнь и учеба детей-туркмен в бывшей усадьбе Карзинкиных. Отношения с селянами. Пояснить, что книга учета поступлений музейных предметов на реставрацию - юридический документ, в котором фиксируется поступление музейных предметов на реставрацию и сдача отреставрированных предметов. | Работа с иллюстративными и фотоматериалами, а также ксерокопиями архивных документов, хранящихся в фондах музея. | 2 1 |
47. | 2) Годы коллективизации на территории северо-западного округа. Село Троицкое-Лыково и А.М.Горький. Музееведение. 11) Книга отзывов. |
Рассказ. | Аудитория. | Дать представление об организации первых колхозов на территории округа. Раскулачивание. Создание колхоза "Новый путь" и помощь А.М.Горького колхозу в трудные годы. Пояснить, что книга отзывов - книга, в которой посетители музея записывают свои впечатления, предложения и замечания. Изучение книги отзывов дает материал для анализа и совершенствования деятельности музея. | Работа с иллюстративным и фотоматериалом из фондов музея. | 2 1 |
48. | 3) Водоснабжение Москвы. Музееведение. Тема: «Хранение музейных предметов». 1) Размещение предметов в фондохранилище. |
Рассказ. | Дать представление об истории водоснабжения Москвы. Рублевская водонапорная станция. Строительство канала «Москва - Волга». Дмитровлаг. Ход строительства. Пояснить, что порядок размещения музейных предметов в фондохранилище зависит от состава фондов данного музея. Как правило, предметы хранят по типам, а внутри типов - по группам хранения, т.е. по материалам, составляющим основу предмета. | Работа с картой канала, иллюстративными и фотоматериалами, копиями архивных документов, хранящихся в фондах музея. | 2 1 | |
49. | 4) История строительства железнодорожного моста над шлюзом № 9, который расположен над Хорошевским спрямлением (Строгино-Щукино). Музееведение. 2) Поддержание в хранилище температурно-влажностного режима. |
Рассказ. | Аудитория. | Показать талант и героизм людей, проектировавших и строивших мост. Дать представление о страшной цене, заплаченной за строительство - человеческих жизнях. Пояснить, что для сохранности музейного фонда необходимо соблюдать световой и температурно-влажностный режим, проводить регулярную чистку музейных предметов и уборку помещения. | Работа с подлинными документами и фотоматериалами, хранящимися в фондах музея. | 2 1 |
50. | 5) История воздухоплавания в Москве. Музееведение. 3) Реставрация музейных предметов. |
Рассказ. | Аудитория. | Дать представление о размахе строительства сети заводов, обеспечивающих производство самолетов. Рассказать о существовавших в те годы ходынском (им. М.Фрунзе), тушинском, полярном (ГВФ) аэродромах и о водном причале для самолетов на Химкинском водохранилище. Пояснить, что реставрация музейных предметов - совокупность приемов реставрационных работ, многообразие которых определяется различными целями реставрации, материалом, состоянием и типом реставрируемых предметов. | Работа с иллюстративными материалами и подшивкой окружной газеты "Октябрьское поле и весь Северо-Запад". | 2 1 |
51 | Работа по каникулярному плану ЦДТ "Строгино". Практическая работа по заданию музея. | Дать возможность учащимся самостоятельно выполнить задания сотрудников музея по частичной, а возможно и полной реставрации предметов музейного значения. Изготовление «новоделов», макетов, пособий. | 3 | |||
52 | Работа по каникулярному плану ЦДТ "Строгино". Практическая работа по заданию музея. | Дать возможность воспитанникам самостоятельно выполнить задания сотрудников музея по частичной, а возможно и полной реставрации предметов музейного значения. Изготовление «новоделов», макетов, пособий. | 3 | |||
53.. | 6) История строительства метро в Москве. От первой линии до "легкого метро". Музееведение. Тема: «Музейная экспозиция» 1) Научное проектирование экспозиции в музее. |
Рассказ. | Аудитория. | Рассказать об истории строительства метро в Москве и округе. Объяснить историю названий станций метро: "Полежаевская", "Октябрьское поле", "Щукинская", "Тушинская", "Сходненская", "Планерная". Проектируемые в округе линии и станции. Пояснить, что музейная экспозиция - совокупность предметов, специально выставленных для осмотра, обозрения. Определяются цели и задачи, тема экспозиции. Выявляются музейные материалы, которые могут составить основу. Составляется проект и документация экспозиции. |
Работа со схемой метрополитена. Определение места расположения станций на карте округа. | 2 1 |
54. | 7) Тушинский машиностроительный завод. Музееведение. 2)Принципы построения музейной экспозиции. |
Рассказ. | Аудитория. | Дать представление об истории авиастроения в Тушино. От "Особого конструкторского бюро" и "шарашки" до производителя аэрокосмической техники. Пояснить, что для построения музейной экспозиции выделяют три принципа: историко-хронологический, комплексно-тематический и проблемный. | Работа с иллюстративными материалами и подшивкой окружной газеты "Октябрьское поле и весь Северо-Запад". |
2 1 |
55. | Тема: «Годы Великой Отечественной войны. Битва за Москву у северо-западных ее ворот». 1) Предвоенные годы в Москве и ближайшем Подмосковье. Музееведение. 3) Методы построения музейной экспозиции. |
Рассказ. | Аудитория. | Рассказать о жизни предвоенной Москвы: о патриотическом и спортивном движении молодежи, планах строительства в окрестностях Щукино комплекса Всесоюзного института экспериментальной медицины, военных городках и складах на территории округа. История важнейших довоенных предприятий округа. Пояснить, что методы построения музейной экспозиции следующие: систематический, тематический и ансамблевый. | Работа с картой округа, подшивкой окружной газеты "Октябрьское поле и весь Северо-Запад". | 2 1 |
56 | 2) Будни осажденного города. Части 251 ЗАП ПВО на территории современного СЗАО. Музееведение. Тема: «Экспозиционные материалы». 1) Вещественные памятники. |
Рассказ. | Аудитория. | Дать представление о жизни прифронтового города. Н.С.Подключников - спасение Троицкого храма в селе Троицком-Лыкове. Работа колхозников, школьников. Понятие "щели" (использовавшейся как бомбоубежище) Рассказать о размещении и истории боевых действий подразделений 251 Зенитно-артиллерийского полка ПВО на территории округа. Подвиг девушек-зенитчиц. Пояснить, что экспозиционными материалами называют совокупность подлинных музейных предметов, научно-вспомогательных материалов и текстов, включенных в музейную экспозицию. |
Работа с иллюстративными материалами и документами из фонда музея. Работа с картой - схемой расположения военных объектов на территории округа. | 2 1 |
57. | 3) Тыл - фронту. Рождение «атомного щита» страны. Музееведение. 2) Экспозиция мемориальных комплексов предметов. |
Рассказ. | Аудитория. | Дать представление о жизни заводов, фабрик, колхозов, исследовательских институтов и учебных заведений в годы войны. Рассказать о создании в 1943 г. в Щукино специальной лаборатории АН СССР под руководством И.В.Курчатова. Пояснить, что мемориальный комплекс - это экспозиция, состоящая из предметов, принадлежавших какому-либо лицу или связанных с его жизнедеятельностью. |
Работа с иллюстративными материалами и подшивкой окружной газеты "Октябрьское поле и весь Северо-Запад". | 2 1 |
58. | 4) Имя на обелиске (мемориальный северо-запад.). Музееведение. 3) Экспозиция изобразительных материалов. |
Рассказ. Просмотр фрагментов видеофильма о памятниках, сооруженных в округе в память о подвигах советских людей, совершенных в годы Великой Отечественной войны. |
Аудитория. | Дать представление о памятниках и мемориальных комплексах, посвященных жителям северо-запада Москвы, не вернувшимся с фронтов. Пояснить, что изобразительные материалы - это музейные предметы, содержащие информацию, зафиксированную средствами пластического искусства (например, живопись на всех видах основы в любой технике: расписные вазы, чашки и т.д.) | Работа с иллюстративными материалами и подшивкой окружной газеты "Октябрьское поле и весь Северо-Запад". |
2 1 |
59. | Тема: «Послевоенные годы. Восстановление и развитие хозяйства и инфраструктуры на территории будущего СЗАО г. Москвы». 1)Строительство на территории современного СЗАО. Музееведение. 4) Экспозиция письменных источников. |
Рассказ. | Аудитория | Дать представление о промышленном, жилищном, коммунальном, культурном и др. строительстве на территории будущего округа. Пояснить, что письменные источники - это один из основных видов музейных предметов, содержащих информацию, зафиксированную с помощью знаков письма. Рассказать о том, на какие виды они подразделяются. | Работа с иллюстративными материалами и подшивкой окружной газеты "Октябрьское поле и весь Северо-Запад". | 2 1 |
60. | 2) Послевоенное восстановление сельского хозяйства; история послевоенных колхозов и совхозов. Музееведение. 5) Документальные фонды и видеоматериалы. |
Рассказ. | Аудитория. | Рассказать об истории колхозов имени А.М.Горького, имени К.В.Уханова, имени XVI Партсъезда и объединенного совхоза имени Кирова. Поселок "Китай-город" в Строгино. | Работа с иллюстративными материалами и подшивкой окружной газеты "Октябрьское поле и весь Северо-Запад". | 2 1 |
61. | Тема: «История и развитие муниципальных районов СЗАО г. Москвы». 1)Строгино. Музееведение. 6) Экспозиция и вспомогательные фонды. |
Рассказ. | Аудитория. | Дать представление об истории и современных перспективах развития Строгино. Пояснить, что предметы вспомогательного фонда (карты, схемы, таблицы, планы и т.д.) в экспозиции помогают раскрыть ее содержание, но сами не являются музейными предметами. | Работа с иллюстративными материалами и подшивкой окружной газеты "Октябрьское поле и весь Северо-Запад". | 2 1 |
62. | 2) Куркино и Митино. Музееведение. 7) Как оформить текст для экспозиции и этикетки в витринах. |
Рассказ. | Аудитория. | Дать представление об истории и современных перспективах развития районов Куркино и Митино. Пояснить, что тексты для экспозиции разрабатываются в ходе научного проектирования экспозиции. Они должны быть ясными, лаконичными и доступными для всех групп посетителей. Тексты и этикетки - совокупность заголовков к разделам и темам, аннотаций, указателей и пр. - выступают в служебной функции. |
Работа с иллюстративными материалами и подшивкой окружной газеты "Октябрьское поле и весь Северо-Запад". | 2 1 |
63. | 3) Северное и Южное Тушино. Музееведение. Тема: «Различные выставки». 1) Музейная выставка. |
Рассказ. | Аудитория. | Дать представление об истории и современных перспективах развития Северного и Южного Тушино. Пояснить, что музейная выставка - это временная музейная экспозиция, посвященная актуальной теме и построенная на музейных материалах. | Работа с иллюстративными материалами и подшивкой окружной газеты "Октябрьское поле и весь Северо-Запад". | 2 1 |
64. | 4) Покровское - Стрешнево. Музееведение. 2) Выставка новых поступлений. |
Рассказ. | Аудитория. | Дать представление об истории и современных перспективах развития района Покровское - Стрешнево. Пояснить, что выставка новых поступлений отражает пополнение музейного собрания за определенный период времени и общий характер и направление работы музея по комплектованию фондов. | Работа с иллюстративными материалами и подшивкой окружной газеты "Октябрьское поле и весь Северо-Запад". | 2 1 |
65. | 5) Щукино. Музееведение. 3) Мемориальная выставка. |
Рассказ. | Аудитория. | Дать представление об истории и современных перспективах развития района Щукино. Пояснить, что мемориальная выставка посвящена памяти какого-то человека или события. При ее создании предпочтительным является использование подлинных предметов, в том числе - реликвий. | Работа с иллюстративными материалами и подшивкой окружной газеты "Октябрьское поле и весь Северо-Запад". | 2 1 |
66. | 6) Хорошево-Мневники. Музееведение. Тема: «Работа экскурсовода в музее». 1) Работа с литературой по выбранной теме. |
Рассказ. | Аудитория. | Дать представление об истории и современных перспективах развития района Хорошево-Мневники. Пояснить, что для подготовки темы экскурсии необходимо самостоятельно изучить тот период истории, те события и тот зрительный ряд, о которых предстоит рассказывать во время экскурсии. | Работа с иллюстративными материалами и подшивкой окружной газеты "Октябрьское поле и весь Северо-Запад". | 2 1 |
67. | Тема: «Северо-Западный административный округ Москвы - день сегодняшний». 1)Территория современного СЗАО. Площадь, связующие дороги и население. Музееведение. 2) Составление маршрута экспозиции и текста экскурсии. |
Беседа. | Аудитория. | Показать на карте расположение границ округа, внутренние границы между муниципалитетами; основные автодороги рижского направления и платформы железной дороги; станции узкоколейки; расположение станций метро. Пояснить, что экскурсионный маршрут - это разработанный авторами порядок осмотра экспозиции, определяемый характером экскурсионной группы и темой экскурсии. |
Работа с картой округа. | 2 1 |
68. | 2) Топонимика округа. Музееведение. 3) Подготовка "портфеля экскурсовода". |
Рассказ, беседа. | Аудитория. | Объяснить принцип и причины выбора названий улиц в районах округа. Приоритетные - имена военачальников. По географическому (рижскому) направлению дорог - имена прибалтийских деятелей культуры. Также могут быть сохранены названия древних территорий. Пояснить, что "портфель экскурсовода" - это собранные в одну папку или портфель все видеоматериалы (фотографии, схемы, зарисовки), необходимые при проведении экскурсии. | Работа с картами округа. | 2 1 |
69. | 3) Значение зеленых массивов, рек и водоемов, расположенных на территории округа. Мосты и путепроводы округа. Музееведение. 4) Работа по технике речи и организации дыхания экскурсовода во время ведения экскурсии. |
Рассказ. Просмотр видеофильма о Северо-Западном округе. |
Аудитория. | Дать представление о зеленых массивах округа; о реках, протекающих по территории округа и мостах, перекинутых над ними. Рассказать об их историческом и промышленном значении. Пояснить, что для подготовки любого устного выступления необходимо подготовить речевой аппарат определенными дыхательными и речевыми упражнениями. | Работа с картой округа. | 2 1 |
70. | 4) Промышленность округа и научно-исследовательские институты. Музееведение. 5) Музейная экскурсия. |
Рассказ. Демонстрация фрагментов видеофильма. |
Аудитория. | Дать представление о грандиозности промышленного и научно-исследовательского потенциала нашего округа. Пояснить, что музейная экскурсия - это экскурсия по музейной экспозиции или фондохранилищу. Экскурсии могут быть обзорные, тематические, целевой направленности, учебные, специальные, занятия-экскурсии, общеобразовательные и др. | Работа с картой округа. Работа с иллюстративным материалом. | 2 1 |
71. | 5) Учреждения здравоохранения округа. Музееведение. 6) Внемузейная экскурсия. |
Рассказ. | Аудитория. | Дать представление об истории возникновения и развития учреждений здравоохранения, расположенных на территории округа. Пояснить, что экскурсия может быть внемузейная - это одна из форм научно-просветительской работы музеев. Эта экскурсия включает осмотр памятных мест, архитектурных сооружений, памятников природы и т.д. |
Работа с картой округа. Работа с иллюстративным материалом. |
2 1 |
72. | 6) Учреждения образования округа. Музееведение. 7) Обзорная экскурсия. |
Рассказ. | Аудитория. | Дать представление об истории возникновения и развития образовательных учреждений округа, о наличии в округе разнообразных учреждений образования, от детских садов до вузов. Пояснить, что обзорная экскурсия - это музейная экскурсия, целью которой является общее ознакомление посетителей с основной экспозицией музея. Она формирует общее представление о музейном собрании. | Работа с картой округа. Работа с иллюстративным материалом. |
2 1 |
73. | 7) Места отдыха и учреждения культуры. | Рассказ. | Аудитория. | Рассказать о наличии на территории округа мест отдыха и учреждений культуры. | Работа с картой округа. Работа с иллюстративным материалом. |
3 |
74 | 8) Перспективы развития округа. | Рассказ. | Аудитория. | Рассказать о планах мэрии и Префектуры по развитию Северо-Западного округа Москвы. | Работа с картой округа. | 3 |
75 | 9) Повторение пройденной темы. | Викторина. | Аудитория. | Дать возможность учащимся показать свои знания по пройденной теме. | Работа с контурными картами. | 3 |
76 | Тема: «Планы развития нашего музея». | Беседа. | Аудитория. | Дать ребятам возможность высказать свои предложения о более интересном оформлении экспозиции музея. | 3 | |
77. | Подведение итогов учебного года. Планы на будущий год. | Беседа. | Аудитория. | Подвести итог учебного года. Отметить самых активных и творчески относящихся к занятиям детей. Наградить их грамотами и значками коллектива "Московитяне". | 3 | |
78. | Консервация музея. | Аудитория. | 3 |
часть1, часть2, часть3, часть4, часть 5, часть 6, часть 7, часть 8, часть 9, часть 10