Образовательная программа «Формирование патриотизма у детей»

Г. Р. Бялая
ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «СТРОГИНО»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

 

«Формирование у детей гражданственности и патриотизма
 на основе изучения исторического
краеведения и музееведения»

 

Возраст обучающихся - 10-16 лет
Срок реализации - 3 года

Чувство Родины нужно заботливо взращивать, прививать ду-ховную оседлость. Если не будет корней в родной местности, в родной стороне - будет много людей, похожих на иссушен-ное растение перекати-поле.
Академик Д.С. Лихачев

...а, главное - музей будет действовать душеобразовательно...
И.Ф.Федоров

Содержание

Пояснительная записка. Цель и задачи программы
Структура программы. Методы и формы обучения
Содержание программы
Первый год обучения
Первый год обучения. Тематический план
Первый год обучения. Экскурсии и литература
Второй год обучения
Второй год обучения. Тематический план
Второй год обучения. Экскурсии и литература
Третий год обучения
Условия реализации программы. Литература

Пояснительная записка

Переломная эпоха, в которую вступила Россия в конце XX века, особенно остро ставит перед нашим обществом проблему воспитания нового человека, гражданина и патриота. Гражданственность и патриотизм - это прежде всего чувство причастности к истории своей Родины и ответственности за ее судьбу. Эта причастность и ответственность приобретается только в ходе глубокого, предметного, заинтересованного, вдумчивого знакомства с историей своей семьи, края, города и страны в их целостности и единстве.
По всей вероятности, чувству любви к Родине научиться нельзя. Оно приходит к каждо-му в свое время, но бывает - не приходит совсем.
Почему? Ведь для того, чтобы что-то полюбить, надо, как минимум, с этим познако-миться.
В наших школах до последнего времени "проходили" лишь историю всей страны вооб-ще, не акцентируя внимание учащихся на особенностях истории тех краев и городов, где ребята живут и растут. В результате, получали "знания вообще", никак не связанные с родным селом или городом, даже в том случае, когда крупные исторические события, изучаемые в школе, про-исходили непосредственно на знакомых и любимых с детства улицах. О любви к своей Родине написано и сказано столько, что, пожалуй, ничего нового и не придумать. Но сегодня это чувство и у взрослых, и у детей подвергается серьезным испытаниям.
Так уж повелось в нашем Отечестве, что мы слишком долго уходили от своей истории, Казалось, что прошлое нам уже никогда не пригодится, что все важное и значительное - лишь в будущем.
В ходе исторических событий последних лет вновь пересматривается отношение к про-шлому, во весь рост встало тревожное и непонятное настоящее, а впереди маячит и вовсе непредсказуемое будущее. Поток негативной радио- и телевизионной информации и отрицательных эмоций травмирует даже взрослых. У ребенка на фоне нарастающей волны разнообразных недетских жизненных проблем создаются устойчивые комплексы исторической и государственной неполноценности, безысходное мироощущение человека, обреченного жить в самой неудачливой и "плохой" стране на свете. В ситуации, когда социологи у 80% столичных старшеклассников обнаруживают желание уехать навсегда из России, нельзя говорить не только о социально-государственном возрождении, но и даже о простых надеждах на относительное благополучие завтрашнего дня.
Есть удачная английская пословица: "Права она или не права, но это моя страна!" Для воспитания человека, имеющего собственное мировоззрение, необходимо дать ему знания и о счастливых, и о горьких страницах биографии родной земли. Только понимание и переживание счастливых и горьких событий исторического прошлого Родины, биографии родной земли способно создать у человека настоящее чувство гражданственности.
Изучение истории Москвы имеет свои особенности. Дело в том, что Москва - это не просто столица великого государства, мегаполис с многомиллионным населением - это целая страна, впитавшая в себя богатейшие многонациональные исторические, культурные традиции и сохраняющая все эти бесценные памятники во всем их разнообразии. Эта "малая Родина", как никакая другая, носит на себе отпечаток многообразия жизни и истории нашего Отечества.
Единственная возможность нормальной социализации детей в настоящее время видится в восстановлении во всей полноте исторической памяти, в спокойном "взращивании" человека, воспитании чувства принадлежности к великой стране, причастности к судьбам Отечества. Центром этой титанической работы может быть музей - хранитель уникальных памятников народной культуры, мастерства, традиций и самой истории родного края. Только в музее ребенка окружают вещи и события всех эпох, которые пережило человечество.
Обращаясь к эмоциональной сфере учащегося, можно решать сложнейшую психолого-педагогическую задачу - включение общечеловеческих ценностей в духовный мир ребенка. Ведь, как правило, понятия вырабатываются у детей только в результате самостоятельного действия с каким-либо предметом, а подлинный музейный предмет, обладающий глубоким значением и смыслом, дает пищу для размышлений и раздумий. С его помощью происходит "погружение" подростка в историческое прошлое семьи, родного города, или даже всего человечества.

Коллектив "Московитяне" работает на базе Историко-краеведческого музея ЦДТ "Стро-гино". Музей был создан в 1988 г. членами коллектива в ходе исследовательской, поисковой и собирательской деятельности. В первые годы его работы шел активный сбор фактического и предметного материала для создания музея. Теперь же краеведческий поиск ведется направлен-но, по заданию музея, основываясь на концепции его развития. На базе собранных документов и музейных коллекций педагог совместно с детьми выявляет новые темы, которые предлагаются для научно-исследовательской и творческой работы. Многие темы, разработанные воспитанни-ками, становятся основой для последующих экспозиций.
Большое внимание в программе уделяется вопросам музееведения и истории материаль-ной культуры. В фондах музея собраны разнообразные коллекции предметов, которые можно использовать на занятиях. Члены коллектива "Московитяне" получают уникальную возможность изучать историю края, используя подлинные документы и предметы из фондов музея.
Разработанная программа предоставляет возможность детям, занимающимся в коллек-тиве "Московитяне", знакомиться с историей, культурными традициями своего родного края и города Москвы, воспринимать историю России как свое собственное прошлое и представлять себе свое будущее в неразрывной связи с будущим своего края и своей Родины.
Программа дополняет и расширяет знания по истории столицы, дает знания по истории родного края и его материальной культуре.
Она охватывает вопросы территориальной, природной и культурной истории Москвы и ее Северо-Западного округа в их единстве и взаимосвязи. Взаимосвязь достигается за счет при-влечения в процессе обучения материалов экскурсий, местных экспедиций, а также результатов самостоятельного творчества «московитян».
Составной частью программы является экскурсионный раздел, позволяющий полноцен-но задействовать в обучении огромный познавательный потенциал природных, культурно-исторических памятников и государственных музеев. Экскурсии в музеи дают детям реальные представления об историческом времени и предметном мире, изучаемом на занятиях.
Программа уделяет большое внимание и экспедиционной работе, так как проведение только аудиторных занятий почти всегда оторвано от реально существующего города, а без зна-ния внешнего облика улиц, памятников культуры и архитектуры, без представления о городском пространстве и умения ориентироваться в нем невозможно плодотворное изучение любого го-рода, а уж тем более такого, как Москва.
Местные краеведческие экспедиции позволяют вести исследовательскую работу, кото-рая каждый год дает новую информацию и новые материалы, подтверждающие уже известные главы истории, а иногда ставит новые вопросы, требующие тщательного изучения.
Программа, включающая в себя аудиторные занятия, экскурсии, местные и дальние экс-педиции, научно-исследовательскую работу, работу в музее по обработке новых поступлений, совместный отдых в каникулярное время, позволяет использовать принцип непрерывности обра-зования и воспитания.

Цель и задачи программы

Программа разработана в рамках предложенных Департаментом образования целевых комплексных программ социального воспитания юных москвичей "Сыны Отечества" и "Я - мо-сквич", а также основного тематического блока этой программы "Восхождение к истокам", пре-дусматривающего формирование представлений о "малой Родине", московском регионе посред-ством краеведческой работы
.
Цель программы:

Формирование у детей исторических знаний, готовности к творческой и исследователь-ской деятельности, развитие у них "социального экологического интеллекта", воспитание по-требности участвовать в возрождении, сохранении и развитии культурных традиций Москвы и родного края.

Задачи программы:

• воспитание бережного отношения к культурному наследию;
• развитие чувства причастности к судьбе родной земли;
• формирование исторического сознания;
• создание ситуации соприкосновения с историческим предметным миром, формирование способности его восприятия через подлинные музейные предметы;
• обучение основам исследовательской работы;
• воспитание человека, имеющего устойчивые нравственные и культурные ори-ентиры;
• формирование чувства дружбы и коллективизма среди учащихся;
• воспитание активной жизненной позиции.

Структура программы

Образовательная деятельность краеведческого коллектива "Московитяне" осуществляет-ся в разновозрастных детских объединениях постоянного и сменного составов. Возраст членов коллектива  от 10 до 18 лет. Программа рассчитана на три года обучения. Численный состав группы  10-12 человек в соответствии с СанПиН 2.4.2-576-96. Группы формируются согласно возрасту детей и уровню знаний.
Занятия учебных групп проводятся:

• 1 год обучения - дети 9-12 лет  4-6 часов в неделю;
• 2 год обучения - дети 12-15 лет  4-6 часов в неделю;
● 3 год обучения - дети 16-18 лет  от 6 до 8 часов в неделю.

Указанные часы распределяются на:

● аудиторные занятия;
● экскурсионно-экспедиционные занятия;
● индивидуальные занятия.

Обучение проводится по двум взаимосвязанным и взаимодополняющим направлениям работы: краеведение и музееведение.

Краеведение предполагает следующие направления работы:

● знакомство с историей родного города и края;
● поисковую работу;
● исследовательскую работу;
● сбор предметов музейного значения;
● составление и изучение коллекции предметов;
● обработку собранных материалов.

Музееведение предполагает следующие направления работы:

● знакомство с историей музейного дела;
● знакомство с основными направлениями работы государственных музеев;
● изучение истории материальной культуры;
● исследовательскую работу по заданию музея;
● фондовую работу;
● изготовление муляжей и макетов в качестве вспомогательного музейного фонда.

Экспедиции и экскурсии проводятся один раз в неделю. Для их организации выделяются 5 часов в неделю. Как правило, это день, когда ребята свободны от школьных занятий.
Экспедиции организуются по территории округа: Строгино, Мякинино, Троицкому-Лыкову, Серебряному бору, Щукинскому полуострову, Сходненскому ковшу, Хорошевскому шоссе, по Покровскому -Стрешневу и Усадьбе "Братцево", по деревне Спас и по селу Павшино.

Задача экспедиций: фотофиксация исторических объектов и памятников; фотофиксация новостроек округа; изучение отдельных объектов для написания исследовательских работ
.
Задача экскурсий: по историческому центру города - изучение топонимики города, ви-зуальное знакомство с архитектурными и историческими памятниками столицы; в государствен-ные музеи: ознакомление с экспозициями столичных музеев, ознакомление с предметным ми-ром изучаемого отрезка истории нашего края.

Отличительной чертой экспедиции является то, что дети во время экспедиции рабо-тают самостоятельно по заданной теме:
- знакомятся с краеведческим объектом, фотографируют его, зарисовывают;
- записывают в дневник расположение объекта на территории района, работают с картой местности.
Экскурсии по городу и в государственные музеи предполагают работу с детьми музей-ного экскурсовода или педагога, подготовивших определенный объем информации по заданной теме.

Воспитанники, обучающиеся по данной программе имеют возможность заниматься с пе-дагогом индивидуально по следующим направлениям:

● исследовательская работа по изучению истории края;
● исследовательская работа по изучению истории предметов и документов, хранящихся в фондах Историко-краеведческого музея ЦДТ "Строгино";
● подготовка к проведению экскурсии в музее по конкретно выбранной теме;
● изготовление предметов для вспомогательного фонда музея (плакаты, карты, муляжи и различные пособия к занятиям);
● изготовление макетов, иллюстрирующих различные изучаемые краеведческие темы;
● подготовка к краеведческим чтениям и конференциям различного уровня и назначения.

Практика работы показывает, что в течение года возможны ситуации, требующие заме-ны темы или увеличения часов на изучение той или иной темы в связи с возникновением какой-либо экстремальной, непредвиденной, сенсационной или форсмажорной ситуации. В этом случае педагог оставляет за собой право корректировать учебно-тематический план, согласовывая это с администрацией Центра.

часть1, часть2, часть3, часть4, часть 5, часть 6, часть 7, часть 8, часть 9, часть 10

Комментировать

    Перейти на страницу https://strogino.mskobr.ru/?strogin-ru
    Перейти на страницу https://strogino.mskobr.ru/?strogin-ru
    Перейти на страницу https://strogino.mskobr.ru/?strogin-ru

Детские и взрослые объединения

Документы

    Перейти на страницу посвященную записи в кружки
    ОБЩЕСТВЕННЫЕ ПРИЕМНЫЕ при Межрайонном совете директоров образовательных организаций (ОО) Митино-Строгино
    Задать вопрос администрации или руководителям коллективов и студий ЦДТ-СТРОГИНО
    онлайн-консультирование Службы практической психологии