Как провести каникулы с пользой: советы психолога ЦДТ «Строгино»

Сейчас мы с предвкушением готовимся ко всеми любимому празднику - Новому году: нарезаем салаты, упаковываем подарки для близких, украшаем дом.

Совсем скоро, как кульминация предновогодней суеты, грянут залпы фейерверков и праздничных поздравлений. Но, прежде чем погрузиться в пучину новогодних каникул, давайте еще раз поговорим о том, как провести это время с пользой, чтобы облегчить себе и детям выход из каникулярного в обычный режим функционирования.

Умеренность, плавность, постепенность и отсутствие фанатизма - вот основные составляющие здорового и полезного отдыха и благополучного возвращения к трудовым будням для взрослых и детей. Варвара Николаевна Баевская, педагог-психолог ЦДТ «Строгино», рассказывает о том, каких крайностей лучше избегать на каникулах.

Режим сна и бодрствования. «Наконец-то кончится эта утренняя суета, можно будет спать сколько хочется». «Можно ложиться попозже, завтра же в школу не вставать». Речь, конечно, не идет о том, чтобы лишить детей волшебства новогодней ночи. Но все последующие дни отдыха нужно хотя бы в общих чертах придерживаться привычного будничного режима. Конечно, задержаться иногда в гостях или поваляться подольше в кровати - это святое, но без фанатизма. За 4-5 дней до конца каникул необходимо вернуться к обычному режиму. И помним, что старшие дошкольники должны спать не менее 9-10 часов, учащиеся начальной школы не менее 9 часов, старшеклассники - не менее 8 часов.

Новогодняя культурно-развлекательная программа. «Мы пойдем с младшими на четыре елки, а еще в Театр кукол и Театр Дурова, в цирк, а еще мы давно собирались в Палеонтологический музей...». Конечно, новогодние каникулы - чудесное время для совместного с детьми культурного выхода в свет. Но при планировании семейного досуга следуем принципу «много - не значит хорошо». Не пытайтесь объять необъятное и успеть посетить в каникулы все возможные елки, новогодние представления и другие культурно-развлекательные мероприятия для детей. Вполне можно перенести часть событий на вторую половину января. Это позволит разгрузить новогодние праздники и продлить новогоднее настроение, обеспечив тем самым плавность перехода к трудовым будням.

Свежий воздух и движение vs диван и гаджеты. Новогодние праздники приходятся на середину учебного года. Дети уже порядком устали, запас сил, энергии и здоровья, накопленный за лето, истощился. Детские физиологи отмечают, что наиболее сложный месяц для старших дошкольников и школьников - это февраль: работоспособность падает, снижается успеваемость, дети чаще болеют, ухудшается психоэмоциональное состояние.

Новогодние каникулы - отличная возможность восполнить нехватку двигательной активности на свежем воздухе. Зимние виды спорта, санки, ледянки, ватрушки, снежные крепости, снежки за городом, в парке или просто на детской площадке. 1,5 - 3 часа в день на свежем воздухе - роскошь для повседневного ритма жизни наших детей. На каникулах все это позволит сбросить психоэмоциональное напряжение, зарядит ребенка и вас бодростью, здоровьем, даст бесценный опыт совместного с близкими проживания позитивных эмоций, заряд энергии на вторую половину учебного года.

Отдельная большая тема - о соблазне провести новогодние каникулы на диване с гаджетами в руках. Если коротко и учитывая принцип «без фанатизма»: для детей гаджеты допустимы в небольшой дозировке, определяемой и контролируемой взрослым. Не так, чтобы: «Сынок, не вздумай играть/смотреть видюшки, доучись эту четверть нормально, потерпи, а в новогодние каникулы выдам тебе планшет/телефон, будешь отдыхать».

Ожидания и учебная нагрузка в первые недели после новогодних каникул. «Ну что, на следующей неделе ты возвращаешься в школу. На все кружки, на английский, в бассейн и на тренировки тоже со следующей недели возвращаемся. Готовься. И пожалуйста, сразу же возьмись за ум и исправляй свои двойки/тройки/четверки, пиши доклад, готовься к экзаменам». И так далее и тому подобное. Нужное подчеркнуть. Нет, не стоит ожидать от ребенка невероятных учебных достижений в первые недели после праздников, дадим ему время на раскачку. Не ставим перед глобальные сложные задачи, а самые актуальные разбиваем на небольшие подзадачки, решение каждой их которых эмоционально подкрепляем, поддерживаем.

Включаемся в рабочий режим и набираем учебную нагрузку постепенно и плавно: возвращаемся в школу и на самые важные занятия, значительный перерыв в которых может снизить их эффективность. Остальные добавляем по мере адаптации к предыдущим в порядке приоритетности.

Каждый вечер накануне или каждое утро придумываем вместе с ребенком небольшие приятности, которые могут ждать его в школе, на занятиях или после учебы. Это будет своеобразной морковкой для того, чтобы собраться и включиться в будничную рутину. Таким мостиком из радостных беззаботных каникул в повседневность могут стать ваши любимые совместные дела. Например, погулять в парке или вместе посмотреть фильм, сыграть в вашу любимую настольную игру, испечь оладьи, печенье или пирог. Или что угодно другое, приятное ребенку: поход в гости к друзьям, оставшийся в холодильнике тортик, приход бабушки, несобранный еще набор Лего и прочее. 

Планы на ближайшее будущее. Перед Новым годом всех нас мотивирует двигаться вперед и заканчивать сложные дела предвкушение праздника. Мы ждем скорой радостной встречи с близкими, отдыха и расслабления. За новогодние каникулы хорошо бы продумать планы на ближайшее будущее: какие приятные ребенку события могли бы мотивировать его собраться с силами в оставшиеся темные зимние месяцы. К примеру, вы можете вместе с ребенком запланировать отпуск или путешествие на майские праздники или летние каникулы и посмотреть фотографии того места, куда планируется поездка. Ваш позитивный настрой и визуализация ожидаемых в будущем приятных событий помогут ребенку простроить оптимистическую перспективу и зарядят его энергией для эффективного функционирования до следующих каникул.

С наступающим Новым годом! Радостного, активного и здорового вам отдыха, и благополучного возвращения к трудовым будням!

Комментировать

    Перейти на страницу https://strogino.mskobr.ru/?strogin-ru
    Перейти на страницу https://strogino.mskobr.ru/?strogin-ru

Детские и взрослые объединения

Документы

    Перейти на страницу посвященную записи в кружки
    онлайн-консультирование Службы практической психологии