
Какие рекомендации может дать логопед родителям, чьи дети уже в этом году пойдут в первый класс? В предыдущей части статьи, подготовленной Юлией Валентиновной Кашаповой, логопедом Центра детского творчества «Строгино», мы рассказали о том, на что следует обратить внимание родителям будущих первоклассников.
Во второй части своей публикации Юлия Валентиновна дает практические рекомендации, которые помогут развить речь и письмо у детей накануне поступления в школу.
Итак, 9 практических рекомендаций для родителей будущих первоклассников:
- Разговаривая с ребенком, постоянно обращайте внимание на собственную речь: она должна быть четкой и внятной. Разговаривайте всегда спокойным тоном. Не забывайте, что ребенок учится говорить у вас, поэтому следите за своей речью, за её правильностью.
- Как можно чаще общайтесь с ребенком! Обсуждайте прошедший день, интересные события и новые факты.
- Поощряйте ребенка к высказыванию развернутых фраз, уточняйте детали и его мнение. Задавайте вопросы: «Почему ты так думаешь? Как ты считаешь, а что было бы, если...?» и т.п.
- Полезными будут игры для развития словарного запаса: «скажи наоборот» (вы бросаете ребенку мяч со словом «тяжелый» - он бросает обратно, отвечая «легкий», аналогично «горький» - «сладкий», «высокий» - «низкий» и т.п.); «угадай слово» (водящий должен угадать слово по описанию); «назови ласково» (стул-стульчик, чашка-чашечка), «посчитай-ка» (согласование числительных с существительными) и многие другие.
- Читайте больше сказок и рассказов, чтение играет важную роль в развитии речи ребенка, он усваивает новые слова, обороты, развивает слух. Задайте несколько вопросов. Пусть ребёнок учится анализировать прочитанное, перескажет вам сюжет или хотя бы назовет главных героев. В идеале ребёнок должен выразить личное мнение о прочитанном.
- Учите общаться со сверстниками. Расскажите ребёнку, что в школе могут складываться различные ситуации. Вы даже можете проиграть сценарий разных конфликтов и посмотреть, насколько ваш малыш готов к решению проблем самостоятельно. Выслушайте, как бы он поступил в сложившейся ситуации, а потом выскажите свою точку зрения.
- Сделайте упор на развитии мелкой моторики, пусть ребенок рисует, лепит, собирает головоломки и различные конструкторы, занимается творчеством.
- Не заставляйте ребёнка заниматься, а мотивируйте его. Расскажите, как много нового и интересного он сможет узнать на занятиях. Применяйте игровые приемы. Так материал будет усваиваться проще, а малыш будет заниматься с удовольствием.
- Расширяйте кругозор вместе. Для того, чтобы ребенок хорошо учился, у него должен быть интерес к познанию, общая эрудиция. Посещайте театры, выставки, музеи, устраивайте вечерние посиделки с настольными играми, викторинами, загадками, призами.