На что нужно обратить внимание, когда ваш ребенок идет в первый класс. Советы логопеда

«Я скоро иду в первый класс!» - с восхищением говорит ваш ребёнок. Этого события с одинаковым нетерпением ждут и дети, и родители. Как же подготовить своего ребенка, чтобы пребывание в школе было для него комфортным, и он успешно осваивал школьную программу? Готовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития.

Логопед Центра детского творчества «Строгино» Юлия Валентиновна Кашапова рассказывает о том, на что нужно обратить внимание родителям, у которых дети в этом году пойдут учиться в первый класс.

Юлия Валентиновна Кашапова, логопед ЦДТ «Строгино»:

Родители 6-7 леток, как правило, обращаются к логопеду, когда надо скорректировать звукопроизношение, научить ребенка читать, провести диагностику речевой готовности к школе. Если по итогам диагностики выявляются какие-либо проблемы, то при помощи специальных игр и упражнений, подобранных индивидуально, у ребенка формируются и корректируются эти умения и навыки, устраняя возможный комплекс причин, приводящих к снижению успеваемости в будущем.

Почему речь так важна?

От уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие.

При обучении в школе могут возникнуть серьезные проблемы если ребенок не научился слушать и понимать услышанное, («Хорошо понятый вопрос, это уже половина правильного ответа». К. Ушинский), выполнять заданную инструкцию. Несформированность звуковой стороны речи (четкое и внятное произнесение всех звуков, изменение интонации и темпа с учетом смыслового содержания) приведет к пропуску или замене букв на письме.

Отсутствие умения различать звуки речи на слух ведет к замене одних букв другими. К примеру, если ребенок плохо различает звонкие-глухие звуки, то вместо слова «удочка» он будет писать «уточка», «ковта» вместо «кофта». Недостаточный словарный запас ребенка приведет к сложностям понимания и пересказа прочитанного текста, написания сочинений и изложений.

Что ребенок должен уметь перед школой?

К 6-7 годам ребенок должен четко произносить все звуки, иметь хорошую артикуляцию. Уметь отличать буквы от звуков, гласные от согласных, определять место звука в слове (находится в начале, середине или конце слова), подбирать слова на заданный звук, делить слова на слоги.

Различать единственное и множественное число, живое и неживое. Называть группу предметов обобщающим словом (огурец, помидор, репа - это овощи). Составлять предложение из 3-5 предложенных слов, называть слово по его порядковому номеру в предложении (например, повторить только второе слово или только четвертое слово из заданного предложения). Легко запоминать и пересказывать небольшие тексты (3-5 предложений), читать короткие предложения и понимать их смысл.

Самостоятельно составлять рассказы по картинкам, отвечать на вопросы и уметь их задавать. Различать тексты по жанру - стихотворение, рассказ, сказка. Заучивать наизусть и выразительно рассказывать небольшие стихотворения. Отгадывать загадки.

На что обратить внимание?

Некоторые родители считают умение читать и считать одними из главных критериев готовности к школе, не обращая особого внимания на недоразвитие устной речи ребенка. Не понимая, что именно различные отклонения в развитии речи приводят к проблемам в обучении.

Родителям стоит понаблюдать за своим ребенком и обратиться к специалистам, если:

  • речь сбивчивая, очень быстрая, ребёнок глотает части слов или выбрасывает слова из фразы целиком или наоборот, говорит медленно, тихо, слабо, как старая пластинка, растягивая фразы;
  • не может принять заданную позицию языка/губ, например, поднять язык за верхние зубы и удержать его несколько секунд, опустить за нижние зубы и зафиксировать там, удерживать подбородок и губы в улыбке неподвижными;
  • рот ребенка постоянно приоткрыт;
  • нарушено звукопроизношение, плохая дикция, неумение изменять темп речи и громкость голоса;
  • имеются затруднения в произношении сложных слов;
  • бедный словарный запас;
  • неправильно употребляет в речи предлоги;
  • допускает ошибки в окончаниях слов;
  • не умеет обозначать словами пространственное расположение предмета и его частей;
  • не знает названия времен года, месяцев и дней недели;
  • не может посчитать и выделить звуки в слове;
  • неправильно строит предложения;
  • не может пересказать своими словами простой сюжет или рассказать, что видел в цирке, на прогулке и т.д.

Что мы делаем на занятиях с логопедом?

На логопедических занятиях с детьми, помимо постановки и автоматизации звуков, проводится: дыхательная гимнастика (формирование длительной, сильной, плавной воздушной струи для правильного произношения звуков), артикуляционная гимнастика (различные упражнения на развитие мышц артикуляционного аппарата), обогащение словарного запаса, пальчиковая гимнастика (упражнения и игры на развитие моторики пальцев рук). Дети учатся правильно произносить изучаемый звук, дифференцировать его на слух и в произношении, выполнять звуко-буквенный анализ и синтез слогов и слов.                                                   

Ведется работа по расширению и активизации словарного запаса детей наименованиями предметов, их частей, качеств, действий, на правильность соотнесенности слова с образом предмета. Вводятся и уточняются обобщающие понятия. Формируются и развиваются словообразовательная функция речи и словоизменение.

Дети учатся составлять различные модели предложений, пересказывать и составлять рассказы по демонстрации действий, серии сюжетных картин, сюжетной картине, личному опыту, описательные и творческие рассказы. Совершенствуются моторные навыки, координация, ориентировка в пространстве. Расширяются представления детей об окружающем мире.                                                                      

Как правило занятия проходят в игровой, интересной для ребенка форме.   Результат таких занятий - красивая, правильная речь. Поэтому занятия с логопедом будут полезны не только детям с нарушением звукопроизношения, но и будущим первоклассникам.

Это первая часть нашей публикации о том, какие советы может быть логопед родителям будущих первоклассников. Во второй части статьи, подготовленной Юлией Валентиновной Кашаповой, мы опубликуем практические рекомендации для родителей, которые сами хотят помочь своему ребенку развить речь и письмо накануне поступления в школу.

Комментировать

    Перейти на страницу https://strogino.mskobr.ru/?strogin-ru
    Перейти на страницу https://strogino.mskobr.ru/?strogin-ru

Детские и взрослые объединения

Документы

    Перейти на страницу посвященную записи в кружки
    онлайн-консультирование Службы практической психологии