О дополнительном образовании

dopobrazovanie.jpg
система дополнительного образования в г. Москва...
отвечает Каганов Вениамин Шаевич, заместитель министра образования и науки Российской Федерации в интервью журналу «Директор школы».

-- Что изменится в системе дополнительного образования с вступлением в силу нового ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»?

-- Новый закон распределяет ответственности по ряду направлений в системе образования, в том числе и по дополнительному образованию. До недавнего времени вся ответственность за дополнительное образование лежала на муниципалитетах, которые если могли и хотели, создавали условия для развития дополнительного образования. Тем не менее, они не обязаны были это делать, в отличие от общего образования, где хочешь, не хочешь, но нужно обеспечить условия для обучения ребенка в соответствии с действующими стандартами.

Но сейчас само значение дополнительного образования в соответствии с новым законом, в ситуации развития условий для воспитания детей должно сильно возрасти. К сожалению, на протяжении многих лет в этой сфере наблюдался застой. Если в школьном образовании происходили бурные процессы, которые возымели свой эффект, то дополнительному образованию внимание уделялось по остаточному принципу.

На сегодня ситуация такова: новые ФГОСы требуют нового содержания школьного образования, а дополнительное образование, именно как дополнительное к тому образованию, что было до новых ФГОСов, так и осталось неизменным. И здесь возникает конфликт, разрешить который можно, приведя к соответствию основное образование и дополнительное.

Более того, роль дополнительного образования увеличивается еще и потому, что в целом система образования взяла курс на индивидуализацию, и это значит, что в школьном, дошкольном и дополнительном образовании важно помочь ребенку так выстроить учебную траекторию, чтобы он максимально раскрыл свои таланты. Понятно, что школа больше дает предметные знания, учит учиться, коммуницировать, но специальные направления для каждого ребенка школа может дать не всегда, и более того, она не обязана это делать.

Система дополнительного образования призвана поддерживать за счет других средств, другой активности те предметные знания, которые дает школа. А в школе довольно много сложных дисциплин и допобразование как раз помогает их закреплять на практике в процессе проектной работы или любой другой, отличной от школьной, деятельности. Это также связано и с направлением на раннее личностное профессиональное самоопределение, параллельно с профильным образованием в основной школе.

Кроме того Федеральные стандарты предусматривают довольно большой объем и учебной, и внеурочной деятельности, более того, при подушевом финансировании средства для этого уже заложены в бюджет и «идут» за ребенком. Это большое количество часов, и важно правильно использовать этот потенциал. Часто в школе происходит смешение программ допобразования и внеурочной деятельности, пришла пора навести определенный порядок. В настоящее время подготовлен проект программы развития дополнительного образования РФ, это не только программа Министерства образования РФ, но и Министерства культуры и Министерства спорта. Мы ее закрепили за субъектами Федерации, но в силу она вступит тогда, когда завершатся все обсуждения на уровне федеральных округов, что позволит сохранить все лучшее, что было и добавить новые решения.

-- А если говорить о подготовке педагогов для системы дополнительного образования?

-- Я бы назвал это направление даже не дополнительным образованием или повышением квалификации, а профессиональным развитием педагогических работников. Программа, о которой я говорил выше, предусматривает системные изменения в этой сфере. Нам ведь нужно не только переобучить те кадры, которые уже есть, нам нужно создавать условия, при которых в эту сферу вольются новые люди с уникальными знаниями. А кроме людей и новые организации, способные оказывать качественные услуги в рамках своих направлений и детям, и общеобразовательным учреждениям, которые выступали бы в качестве заказчиков уникальных программ. Это могут быть университеты, научные институты и т. д., например, уже сейчас мы знаем такие организации, у которых есть уникальные разработки в области исследований магнитного поля Земли, и у которых есть огромный пласт возможностей очень интересной совместной проектной деятельности со школьниками.

Также, это могут быть НКО, спортивные организации, коммерческие организации и т. д. Для того чтобы все это воплотилось в жизнь, нам нужно усовершенствовать нормативно-правовую базу, сейчас она пока не та, которую нам хотелось бы видеть в ближайшее время.

-- Каким должен быть педагог дополнительного образования, на Ваш взгляд?

-- Обучение в школе -- обязательно, дополнительное образование -- добровольное, но учитывая, что сегодня у детей Интернет перевешивает любую другую занятость, делать что-либо еще, дополнительно они не хотят. Преподаватель дополнительного образования должен уметь увлечь ребенка так, чтобы тому захотелось ходить в кружки и секции, такому преподавателю мало рассказывать свой предмет, вся информация, деятельность должны быть на пике самого нового и современного. Т. е., если это модельный кружок, например, то модели должны строиться по новым технологиям, и это должны быть модели современных самолетов. Это совсем другая задача, чем у учителя в обычной школе, хотя и там учителя должны совершенствоваться и хорошо знать новые педтехнологии, но все же в обязательной школе ситуация более стандартная. А в дополнительном образовании ситуация более гибкая, дети приходят с разными интересами и запросами, и здесь нужен даже еще более глубокий индивидуальный подход, чем во время школьного урока. Педагоги допобразования по определению должны быть талантливыми людьми, которые увлечены сами и могут увлечь других.

Разумеется, возникает вопрос: где найти таких людей? Наша задача создать такие методики, такие программы, которые бы позволяли образовательным учреждениям оказать качественные услуги по дополнительному образованию ребенка даже в условиях дефицита нужного оборудования и талантливых кадров. Но такой дефицит будет всегда, так как дополнительное образование должно развиваться вместе со всеми направлениями науки и техники и даже быстрее, чем школьная программа. Но в наших Центрах дополнительного образования такого развития нет, так как есть отлаженные программы. А зачем куда-то двигаться и что-то совершенствовать, когда можно работать на всем готовом? Поэтому мы будем создавать условия для конкуренции разных программ, чтобы система дополнительного образования саморазвивалась.

-- Если сравнивать отечественную систему дополнительного образования с зарубежной, в чем существенные различия?

-- Наша система допобразования всегда была содержательно и педагогически сильнее, но за рубежом более развитые технологии, сфера научных исследований и проектов. И тут нам есть к чему стремиться. Приведу пример: американская модель «фаблабов» -- это лаборатории, которые позволяют за очень короткое время пройти путь от идеи до реального воплощения проекта. Детям важна постоянная смена интересов, они не могут годами, как взрослые, изучать и реализовывать какое-то дело, им нужен быстрый результат, иначе становится скучно.

Все современное, что сегодня есть в науке за рубежом и предоставлено для занятий школьникам: -- компьютеры, программирование, 3D-принтеры, роботехника, у нас пока не так активно применяется. На сегодня конкуренцию зарубежным аналогам могут составить наши Центры технологической поддержки образования, которые созданы в 13-ти вузах Москвы. В Центрах могут заниматься не только дети окрестных школ, реализуя различные проекты, используя самые новейшие технологии, объединенные с культурным и техническим воспитанием в рамках дополнительного образования, но и могут заниматься дистанционно дети из других регионов, новые технологии предоставляют такие возможности. И важно, чтобы наши технологии не просто догоняли зарубежные, а опережали их, и у нас есть все для этого.

-- Как в регионах развивается дополнительное образование?

-- В регионах многое -- да почти все -- зависит от энтузиастов. Секции живописи, танцев, народного творчества, спорта и т. д. -- все это всегда было и есть сейчас, и держалось на увлеченных, неравнодушных людях. Сейчас все регионы подготовили программы развития дополнительного образования, и все предполагают обобщение опыта лучших. И наша задача, чтобы такие яркие примеры стали массовыми, и чтобы любой ребенок в любом городе или селе, большом и маленьком, имел доступ к спектру различных направлений допобразования.

Конечно, не всем нужны 3D-принтеры. Например, я учился в маленькой сельской школе, все ученики старше 5-го класса ходили в школьное лесничество, высаживали деревья, изучали растения, ухаживали за ними. И всем, даже хулиганам, это было интересно. То есть, в любом регионе есть что-то самобытное, связанное с местной жизнью и обычаями, что заинтересовало бы ребенка, и это надо использовать.

Полный текст интервью читайте на http://www.mskzapad.ru/edu/standarts/vne_ramok_shkolnogo_standarta/

Смотрите программу на телеканале "Культура" о ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Комментировать

    Перейти на страницу https://strogino.mskobr.ru/?strogin-ru
    Перейти на страницу https://strogino.mskobr.ru/?strogin-ru

Детские и взрослые объединения

Документы

    Перейти на страницу посвященную записи в кружки
    онлайн-консультирование Службы практической психологии